Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

Этноэкспертизы была заявлена экспертная оценка степени нега­ тивного воздействия на традици­ онный образ жизни и традицион­ ную хозяйственную деятельность коренных малочисленных наро­ дов и выработка рекомендаций по снижению и компенсации ука­ занного воздействия. Объектом Этноэкспертизы определено из­ менение исконной среды оби­ тания коренных малочисленных народов вследствие разлива ди­ зельного топлива на ТЭЦ-3 в Но­ рильске 29 мая 2020 года. Данная Этноэкспертиза предусматривала следующие со­ ставные части: •анализ законодательства Рос­ сийской Федерации в части право­ вого статуса этнологической экс­ пертизы и правоприменительной практики её проведения; • научное исследование изме­ нений исконной среды обитания коренных малочисленных наро­ дов вследствие разлива дизель­ ного топлива; • социологическое и соци­ ально-антропологическое иссле­ дование влияния выявленных и прогнозируемых изменений ис­ конной среды обитания на тра­ диционный образ жизни и тра­ диционную хозяйственную деятельность коренных малочис­ ленных народов; •экспертная оценка ситуации на основе полученных данных, исходя из предмета и объекта эт­ нологической экспертизы; • расчёт размера убытков, причинённых вследствие нанесе­ ния ущерба исконной среде оби­ тания коренных малочисленных народов разливом дизельного то­ плива; • выработка рекомендаций по снижению и компенсации вы­ явленного негативного воздей­ ствия на традиционный образ жизни и традиционную хозяй­ ственную деятельность коренных малочисленных народов. Определение круга лиц — адресатов компенсаций — явля­ лось одним из самых «тонких» моментов прошедшей Этноэкс- пертизы. Список лиц и объеди­ нений — возможных адресатов компенсаций — был составлен непосредственно самими корен­ ными малочисленными народами и подписан лидерами обществен­ ного мнения. Сама концепция та­ кого подхода демонстрировала открытость и транспарентность, готовность к прямым консульта­ циям, но содержала в себе объек­ тивные риски увеличения коли­ чественного состава круга лиц. При этом необходимо осо­ бо обозначить значение прямых консультаций с сообществами Литература 1. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 года № 1666 «О Стратегии государствен­ ной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http //docs cntd ru/document/902387360 2 Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ (ред от 13 072020) «О гаран­ тиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». URL: http://docs. cntd.ru/document/901732262 3. Проект Федерального закона № 63519-4 «О внесении изменений в Федераль­ ный закон “Об экологической экспертизе”». URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsF/ (Spravka)?0penAgent&RN=63519-4 4. Проект Федерального закона № 146315-4 «О внесении изменений в Закон Рос­ сийской Федерации “Об экологической экспертизе”». URL: http://asozd2.duma.gov.ru/ main nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=146315-4 5. Проект Федерального закона № 353031-4 «О внесении изменений в Федераль­ ный закон “Об экологической экспертизе”». URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsr/ (Spravka)?0penAgent&RN=353031-4 6. Заключение Комитета Государственной Думы по экологии на проект федерально­ го закона № 353031-4 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об экологической экспертизе”» (в части проведения в рамках экологической экспертизы этнологической экспертизы), внесенный Сахалинской областной Думой. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/ main nsf/(Spravka)?0penAgent&RN=353031-4 7. Перечень поручений по итогам заседания Совета по межнациональным отноше­ ниям. URL: http://kremLin.ru/acts/assignments/orders/53412 8. Проект Федерального закона «Об этнологической экспертизе в Российской Ф е ­ дерации». URL: https//reguLation.govru/p/77915 9. Актуальные политико-правовые инициативы RA IP0N в области государственной национальной политики / Ледков ГП., Горбунова А.И., Задорин М.Ю. / Сбережение ко- 1 0 2 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz