Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

в г. Норильске выступил Эксперт­ ный центр «Проектный офис раз­ вития Арктики» (ПОРА). Отсутствие законодательно утверждённой процедуры про­ ведения этнологической экс­ пертизы, с одной стороны, дава­ ло пространство и возможность применения гибких подходов к проведению такого экспертно­ го исследования с учётом регио­ нальной специфики (а в данном случае и сложившейся чрезвы­ чайной ситуации), а с другой сто­ роны, обуславливало обществен­ ный статус данной экспертизы и необязательность исполнения её рекомендаций. Проводимые ранее крупные общественные этнологические экспертизы не предусматрива­ ли расчёт размера причиняемых убытков коренным малочислен­ ным народам или определение размера компенсаций за ограни­ чение традиционного природо­ пользования. Такие этноэкспер- тизы представляли собою именно научные исследования и в своих итогах содержали рекомендации для промышленной компании. В целом, можно выделить две по­ добные этноэкспертизы [19] [20], во многом определившие вос­ приятие общественной этноло­ гической экспертизы. И в этом смысле перед этно­ логической экспертизой послед­ ствий разлива дизельного топли­ ва стояла задача скомпилировать лучшее из двух сложившихся мо­ делей проведения этнологиче­ ских экспертиз: государствен­ ной «якутской» и общественных «ямальских». Так, по примеру этноэкспер- тиз в Якутии были сформированы «Экспертная комиссия» и «Экс­ пертная группа» этнологической экспертизы. Перед Экспертной ко­ миссией стояла задача выработать комплекс рекомендуемых мер по снижению и компенсации негатив­ ных последствий на традицион­ ную хозяйственную деятельность и традиционный образ жизни ко­ ренных малочисленных народов вследствие разлива дизельного то­ плива. Экспертная комиссия была сформирована из представителей научного/экспертного сообщества, местной и федеральной Ассоциа­ ции коренных малочисленных на­ родов Севера, Сибири и Дальне­ го Востока РФ, Администрации Таймырского Долгано-Ненецко­ го муниципального района. Чле­ ны Экспертной группы оказывали Экспертной комиссии консульта­ ционную, организационную и ме­ тодическую помощь и в том чис­ ле выступили непосредственными исполнителями части Этнологиче­ ской экспертизы как научного ис­ следования. дов и подвергшуюся изменениям вследствие разлива дизельного то­ плива (зафиксировать изменения исконной среды обитания); 3) определить круг лиц, не­ посредственно осуществляющих традиционное природопользо­ вание на определённой исследо­ ванием территории, традицион­ ный образ жизни и традиционная хозяйственная деятельность ко­ торых подвержены изменениям вследствие разлива дизельного топлива, то есть возможных адре­ сатов компенсаций; 4) определить виды традици­ онной хозяйственной деятельно­ сти, подверженные изменению, и объём утраченных промыслов ко­ ренных малочисленных народов; Таким образом, данная Этно- экспертиза должна была решить следующие задачи: 1) определить территорию фактически/потенциально по­ крытой разлившимся дизельным топливом; 2) определить территорию (ак­ ваторию), используемую для тра­ диционного природопользования коренных малочисленных наро­ 5) определить справедли­ вые компенсации за утраченный объём промыслов определённо­ му кругу лиц в денежной форме и долгоиграющих программных ме­ рах поддержки. Структура проведения Эт- ноэкспертизы, предмет и объект исследования были определе­ ны в соответствующем Положе­ нии, утверждённом Экспертной комиссией. Предметом данной | Право | Горбунова А. И. | 1 01

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz