Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.
в г. Норильске выступил Эксперт ный центр «Проектный офис раз вития Арктики» (ПОРА). Отсутствие законодательно утверждённой процедуры про ведения этнологической экс пертизы, с одной стороны, дава ло пространство и возможность применения гибких подходов к проведению такого экспертно го исследования с учётом регио нальной специфики (а в данном случае и сложившейся чрезвы чайной ситуации), а с другой сто роны, обуславливало обществен ный статус данной экспертизы и необязательность исполнения её рекомендаций. Проводимые ранее крупные общественные этнологические экспертизы не предусматрива ли расчёт размера причиняемых убытков коренным малочислен ным народам или определение размера компенсаций за ограни чение традиционного природо пользования. Такие этноэкспер- тизы представляли собою именно научные исследования и в своих итогах содержали рекомендации для промышленной компании. В целом, можно выделить две по добные этноэкспертизы [19] [20], во многом определившие вос приятие общественной этноло гической экспертизы. И в этом смысле перед этно логической экспертизой послед ствий разлива дизельного топли ва стояла задача скомпилировать лучшее из двух сложившихся мо делей проведения этнологиче ских экспертиз: государствен ной «якутской» и общественных «ямальских». Так, по примеру этноэкспер- тиз в Якутии были сформированы «Экспертная комиссия» и «Экс пертная группа» этнологической экспертизы. Перед Экспертной ко миссией стояла задача выработать комплекс рекомендуемых мер по снижению и компенсации негатив ных последствий на традицион ную хозяйственную деятельность и традиционный образ жизни ко ренных малочисленных народов вследствие разлива дизельного то плива. Экспертная комиссия была сформирована из представителей научного/экспертного сообщества, местной и федеральной Ассоциа ции коренных малочисленных на родов Севера, Сибири и Дальне го Востока РФ, Администрации Таймырского Долгано-Ненецко го муниципального района. Чле ны Экспертной группы оказывали Экспертной комиссии консульта ционную, организационную и ме тодическую помощь и в том чис ле выступили непосредственными исполнителями части Этнологиче ской экспертизы как научного ис следования. дов и подвергшуюся изменениям вследствие разлива дизельного то плива (зафиксировать изменения исконной среды обитания); 3) определить круг лиц, не посредственно осуществляющих традиционное природопользо вание на определённой исследо ванием территории, традицион ный образ жизни и традиционная хозяйственная деятельность ко торых подвержены изменениям вследствие разлива дизельного топлива, то есть возможных адре сатов компенсаций; 4) определить виды традици онной хозяйственной деятельно сти, подверженные изменению, и объём утраченных промыслов ко ренных малочисленных народов; Таким образом, данная Этно- экспертиза должна была решить следующие задачи: 1) определить территорию фактически/потенциально по крытой разлившимся дизельным топливом; 2) определить территорию (ак ваторию), используемую для тра диционного природопользования коренных малочисленных наро 5) определить справедли вые компенсации за утраченный объём промыслов определённо му кругу лиц в денежной форме и долгоиграющих программных ме рах поддержки. Структура проведения Эт- ноэкспертизы, предмет и объект исследования были определе ны в соответствующем Положе нии, утверждённом Экспертной комиссией. Предметом данной | Право | Горбунова А. И. | 1 01
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz