Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

России определяет непосред­ ственно порядок проведения эт­ нологической экспертизы, пере­ чень документов стратегического планирования, при разработке и изменении которых должна про­ водиться этнологическая экс­ пертиза, и научную организацию, уполномоченную проводить эт­ нологическую экспертизу. Необ­ ходимо отметить, что документы стратегического планирования разрабатываются в рамках це- леполагания, прогнозирования, планирования и программиро­ вания на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муници­ пальных образований [12]. Вме­ сте с тем авторами законодатель­ ной инициативы не принимались во внимание возможные чрезвы­ чайные ситуации техногенного характера, требующие эксперт­ ного исследования, такие как раз­ лив нефтепродуктов в Норильске. Закон Республики Саха (Яку­ тия) об этнологической экспер­ тизе [13] действует 10 лет, нара­ ботав уникальный региональный нормотворческий и правоприме­ нительный опыт. Всего за этот пе­ риод времени в республике было проведено 22 этнологические экспертизы. Уполномоченным органом по организации проведения эт­ нологической экспертизы явля­ ется Министерство по развитию Арктики и делам народов Се­ вера Республики Саха (Якутия). Проводится этнологическая экс­ пертиза за счёт средств регио­ нального бюджета при условии оплаты заказчиком сбора, раз­ мер которого определяется ис­ ходя из объёма экспертных работ. Этнологическая экспертиза в Ре­ спублике Саха (Якутия) (далее — РС(Я)) является государственной услугой и проводится в соответ­ ствии с административным регла­ ментом [14]. Общая стоимость выплачен­ ных убытков по итогам проведен­ ных 22 этнологических экспертиз в РС(Я) составляет 103,3 миллио­ на рублей — при оценённых 513,2 миллиона рублей [15]. Офици­ альных данных о том, проводят­ ся ли помимо выплат возмещения убытков иные меры компенса­ ционного характера, внедряют­ ся ли альтернативные варианты реализации проекта намечаемой хозяйственной деятельности, проводится ли мониторинг ис­ полнения рекомендаций Экс­ пертной комиссии, не выявлено. Получателями возмещения убытков по итогам проведён­ ных этнологических экспертиз в РС(Я) являются не только общины коренных малочисленных наро­ дов, но также крестьянско-фер­ мерские хозяйства, сельскохо­ зяйственные потребительские кооперативы, муниципальные унитарные предприятия, акци­ онерные общества. Убыток при этом возмещается именно пра­ вообладателям земельных участ­ ков, а размер убытка исчисляет­ ся в соответствии с методикой, утверждённой приказом Мини­ стерства регионального развития Российской Федерации (в насто­ ящее время упразднено) [16]. Положительный опыт взаи­ моотношения с компаниями при промышленном освоении также получен в Ханты-Мансийском ав­ тономном округе, где ведётся ре­ естр субъектов традиционного природопользования, а утверж­ дённое Правительством реги­ она модельное соглашение об использовании земель, предус­ матривает выплаты по окончании каждого квартала компенсации причинённых убытков субъекту права традиционного природо­ пользования [17]. 3 июня 2020 года Президент Ассоциации коренных малочис­ ленных народов Севера, Сиби­ ри и Дальнего Востока РФ Гри­ горий Ледков, реагируя на разлив дизельного топлива на ТЭЦ-3 в г. Норильске, выступил с заявле­ нием, что «необходимо прове­ сти этнологическую экспертизу для оценки последствий влияния разлива на исконную среду оби­ тания коренных малочислен­ ных народов и определить ком­ пенсационные меры, снижающие негативные последствия на их традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность» [18]. Организато­ ром проведения этнологической экспертизы последствий разли­ ва дизельного топлива на ТЭЦ-3 1 0 0 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz