Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.
России определяет непосред ственно порядок проведения эт нологической экспертизы, пере чень документов стратегического планирования, при разработке и изменении которых должна про водиться этнологическая экс пертиза, и научную организацию, уполномоченную проводить эт нологическую экспертизу. Необ ходимо отметить, что документы стратегического планирования разрабатываются в рамках це- леполагания, прогнозирования, планирования и программиро вания на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муници пальных образований [12]. Вме сте с тем авторами законодатель ной инициативы не принимались во внимание возможные чрезвы чайные ситуации техногенного характера, требующие эксперт ного исследования, такие как раз лив нефтепродуктов в Норильске. Закон Республики Саха (Яку тия) об этнологической экспер тизе [13] действует 10 лет, нара ботав уникальный региональный нормотворческий и правоприме нительный опыт. Всего за этот пе риод времени в республике было проведено 22 этнологические экспертизы. Уполномоченным органом по организации проведения эт нологической экспертизы явля ется Министерство по развитию Арктики и делам народов Се вера Республики Саха (Якутия). Проводится этнологическая экс пертиза за счёт средств регио нального бюджета при условии оплаты заказчиком сбора, раз мер которого определяется ис ходя из объёма экспертных работ. Этнологическая экспертиза в Ре спублике Саха (Якутия) (далее — РС(Я)) является государственной услугой и проводится в соответ ствии с административным регла ментом [14]. Общая стоимость выплачен ных убытков по итогам проведен ных 22 этнологических экспертиз в РС(Я) составляет 103,3 миллио на рублей — при оценённых 513,2 миллиона рублей [15]. Офици альных данных о том, проводят ся ли помимо выплат возмещения убытков иные меры компенса ционного характера, внедряют ся ли альтернативные варианты реализации проекта намечаемой хозяйственной деятельности, проводится ли мониторинг ис полнения рекомендаций Экс пертной комиссии, не выявлено. Получателями возмещения убытков по итогам проведён ных этнологических экспертиз в РС(Я) являются не только общины коренных малочисленных наро дов, но также крестьянско-фер мерские хозяйства, сельскохо зяйственные потребительские кооперативы, муниципальные унитарные предприятия, акци онерные общества. Убыток при этом возмещается именно пра вообладателям земельных участ ков, а размер убытка исчисляет ся в соответствии с методикой, утверждённой приказом Мини стерства регионального развития Российской Федерации (в насто ящее время упразднено) [16]. Положительный опыт взаи моотношения с компаниями при промышленном освоении также получен в Ханты-Мансийском ав тономном округе, где ведётся ре естр субъектов традиционного природопользования, а утверж дённое Правительством реги она модельное соглашение об использовании земель, предус матривает выплаты по окончании каждого квартала компенсации причинённых убытков субъекту права традиционного природо пользования [17]. 3 июня 2020 года Президент Ассоциации коренных малочис ленных народов Севера, Сиби ри и Дальнего Востока РФ Гри горий Ледков, реагируя на разлив дизельного топлива на ТЭЦ-3 в г. Норильске, выступил с заявле нием, что «необходимо прове сти этнологическую экспертизу для оценки последствий влияния разлива на исконную среду оби тания коренных малочислен ных народов и определить ком пенсационные меры, снижающие негативные последствия на их традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность» [18]. Организато ром проведения этнологической экспертизы последствий разли ва дизельного топлива на ТЭЦ-3 1 0 0 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz