Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

Федерации» [8]. Проектом пред­ лагалось определить этнологи­ ческую экспертизу как оценку социально-культурных послед­ ствий внедряемой хозяйствен­ ной деятельности и иных управ­ ленческих решений на объекты этнокультурного наследия граж­ дан Российской Федерации. При этом под объектами этнокуль- турного наследия граждан Рос­ сийской Федерации понималось нематериальное культурное на­ следие граждан Российской Фе­ дерации. Заложенные в тексте ука- занного проекта федераль­ ного закона понятия, принци­ пы, инструменты реализации не соответствовали заявленно­ му разработчиками кругу заин­ тересованных лиц, прежде всего, коренных малочисленных наро­ дов. Предлагая оценивать влия­ ние хозяйственной деятельности на объекты этнокультурного на­ следия граждан Российской Фе­ дерации, авторы законодательной инициативы не рассматривали в качестве объекта оценки влияние хозяйственной деятельности на исконную среду обитания, тради­ ционный образ жизни и традици­ онную хозяйственную деятель­ ность коренных малочисленных народов [9]. Помимо этого, экспертами от­ мечалось, что почти все полномо­ чия, связанные с этнологической экспертизой, передавались Пра­ вительству России без участия региональных органов власти, не был предусмотрен «обществен­ ный контроль», и не установлены полномочия представителей ко­ ренных малочисленных народов по оценке проводимой экспер­ тизы, которая, в свою очередь ни­ как не была сопоставлена с суще­ ствующей «историко-культурной экспертизой» [10]. Данной законодательной инициативе предшествовал ана­ литический отчёт Института эт­ нологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук (ИЭА РАН), вы­ полненный в 2017 году в рамках государственного контракта на оказание услуг по проведению экспертно-аналитических иссле­ дований по теме: «Разработка предложений по законодатель­ ному закреплению института эт­ нологической экспертизы в РФ с целью гарантирования прав и за­ щиты интересов коренных мало­ численных народов Севера, Си­ бири и Дальнего Востока при промышленном освоении терри­ торий в регионах их проживания и ведения традиционного обра­ за жизни». В заключении данно­ го отчёта предлагалось прово­ дить этнологическую экспертизу деятельности, которая затраги­ вает этнокультурные интересы граждан, сообществ, иных субъек­ тов. Результатом этнологической экспертизы должна, при этом, яв­ ляться оценка воздействия этих проектов на объекты этнокуль­ турного наследия. В 2018 году Федеральным агентством по делам националь­ ностей был предложен иной кон­ цептуальный подход исполнения Поручения Президента России в части нормативного закреплении процедуры этнологической экс­ пертизы. Законодательная иници­ атива выражалась в предложении не самостоятельного федераль­ ного закона, а внесения измене­ ний вдействующий Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82- ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Россий­ ской Федерации». Проектом фе­ дерального закона предлагалось проводить этнологическую экс­ пертизу при разработке государ­ ственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов, связанных с освоением природных ресурсов и охраной окружающей среды в местах традиционного прожива­ ния и традиционной хозяйствен­ ной деятельности коренных ма­ лочисленных народов [11]. В процессе доработки указанного проекта нормативного правово­ го акта предлагается установить обязательность проведения эт­ нологической экспертизы в от­ ношении документов стратегиче­ ского планирования, реализация которых осуществляется в ме­ стах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочис­ ленных народов. При этом уста­ навливается, что Правительство | Право | Горбунова А. И. | 9 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz