Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.
Федерации» [8]. Проектом пред лагалось определить этнологи ческую экспертизу как оценку социально-культурных послед ствий внедряемой хозяйствен ной деятельности и иных управ ленческих решений на объекты этнокультурного наследия граж дан Российской Федерации. При этом под объектами этнокуль- турного наследия граждан Рос сийской Федерации понималось нематериальное культурное на следие граждан Российской Фе дерации. Заложенные в тексте ука- занного проекта федераль ного закона понятия, принци пы, инструменты реализации не соответствовали заявленно му разработчиками кругу заин тересованных лиц, прежде всего, коренных малочисленных наро дов. Предлагая оценивать влия ние хозяйственной деятельности на объекты этнокультурного на следия граждан Российской Фе дерации, авторы законодательной инициативы не рассматривали в качестве объекта оценки влияние хозяйственной деятельности на исконную среду обитания, тради ционный образ жизни и традици онную хозяйственную деятель ность коренных малочисленных народов [9]. Помимо этого, экспертами от мечалось, что почти все полномо чия, связанные с этнологической экспертизой, передавались Пра вительству России без участия региональных органов власти, не был предусмотрен «обществен ный контроль», и не установлены полномочия представителей ко ренных малочисленных народов по оценке проводимой экспер тизы, которая, в свою очередь ни как не была сопоставлена с суще ствующей «историко-культурной экспертизой» [10]. Данной законодательной инициативе предшествовал ана литический отчёт Института эт нологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук (ИЭА РАН), вы полненный в 2017 году в рамках государственного контракта на оказание услуг по проведению экспертно-аналитических иссле дований по теме: «Разработка предложений по законодатель ному закреплению института эт нологической экспертизы в РФ с целью гарантирования прав и за щиты интересов коренных мало численных народов Севера, Си бири и Дальнего Востока при промышленном освоении терри торий в регионах их проживания и ведения традиционного обра за жизни». В заключении данно го отчёта предлагалось прово дить этнологическую экспертизу деятельности, которая затраги вает этнокультурные интересы граждан, сообществ, иных субъек тов. Результатом этнологической экспертизы должна, при этом, яв ляться оценка воздействия этих проектов на объекты этнокуль турного наследия. В 2018 году Федеральным агентством по делам националь ностей был предложен иной кон цептуальный подход исполнения Поручения Президента России в части нормативного закреплении процедуры этнологической экс пертизы. Законодательная иници атива выражалась в предложении не самостоятельного федераль ного закона, а внесения измене ний вдействующий Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82- ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Россий ской Федерации». Проектом фе дерального закона предлагалось проводить этнологическую экс пертизу при разработке государ ственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов, связанных с освоением природных ресурсов и охраной окружающей среды в местах традиционного прожива ния и традиционной хозяйствен ной деятельности коренных ма лочисленных народов [11]. В процессе доработки указанного проекта нормативного правово го акта предлагается установить обязательность проведения эт нологической экспертизы в от ношении документов стратегиче ского планирования, реализация которых осуществляется в ме стах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочис ленных народов. При этом уста навливается, что Правительство | Право | Горбунова А. И. | 9 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz