Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

не способ рассчитать компенсации или убыток, а механизм выстраивания диалога и принятия управленческих решений, построенных на балансе интересов. Annotation. Ethnological expertise is an approved instrument for the state national policy implementation. At the same time, its procedure is not clearly described in the Russian legislation, which causes wide discussions in the professional community. When a diesel spill happened at the central heating and power plant (CHPP-3) in Norilsk, the ethnological expertise turned out to be the procedure that could objectively assess the negative impact of the spill on traditional activities of indigenous people and set just compensations. This opinion was also shared by general public and indigenous communities themselves, The topic of this article becomes especially relevant in connection with the growing pressure of industrial development in the Arctic. Unique nomadic cultures built on the closest relationship of people, their land and nature are still maintained in the Russian Arctic. The key element of ethnological expertise is certainly not a calculation of losses, but a dialogue-building and decision-making mechanism based on a balance of interests. Ключевые слова: этнологическая Keywords: ethnological expertise, экспертиза, коренные малочисленные Indigenous small-numbered peoples of the народы РФ, Арктика, оценка воздействия на Russian Federation, the Arctic, environment исконную среду обитания, государственная impact assessment, state national policy, национальная политика. Стратегия государствен­ ной национальной полити­ ки Российской Федерации на период до 2025 года опреде­ ляет этнологическую экспер­ тизу одним из инструментов реализации государственной на­ циональной политики [1]. Поня­ тие этнологической экспертизы закреплено в Федеральном за­ коне от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных мало­ численных народов Российской Федерации» и определено сле­ дующим образом: этнологиче­ ская экспертиза — научное ис­ следование влияния изменений исконной среды обитания корен­ ных малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса [2]. Данным же законом понятие «исконная среда обитания коренных мало­ численных народов» раскрыва­ ется как «исторически сложив­ шийся ареал, в пределах которого коренные малочисленные наро­ ды осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоиден­ тификацию, образ жизни». В период с 2004 по 2006 годы законодательные органы трёх субъектов Российской Федера­ ции (Собрание депутатов Не­ нецкого автономного округа [3], Государственная Дума Ямало-Не­ нецкого автономного округа [4], Сахалинская областная Дума [5]) вносят на рассмотрение в Госу­ дарственную Думу законопроек­ ты с единой концепцией — вклю­ чить этнологическую экспертизу в состав экологической эксперти­ зы (в местах традиционного про­ живания и традиционной хозяй­ ственной деятельности коренных малочисленных народов). Все за­ конопроекты были отклонены в первую очередь на основании того, что экологическая и этноло­ гическая экспертизы имеют раз­ ные цели проведения. Так, эколо­ гическая экспертиза проводится в целях установления соответ­ ствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологиче­ ским требованиям. При рассмо­ трении указанных законопроек­ тов неоднократно отмечалось, что для проведения этнологиче­ ской экспертизы следует разра­ ботать самостоятельный право­ вой акт [6]. 31 октября 2016 года по ито­ гам заседания Совета по межна­ циональным отношениям, посвя­ щенного актуальным вопросам реализации Стратегии государ­ ственной национальной полити­ ки, Президент России поручил федеральному Правительству в срок до 1 октября 2017 года рас­ смотреть совместно с органами исполнительной власти субъек­ тов Российской Федерации во­ прос о нормативном закрепле­ нии процедуры этнологической экспертизы и представить соот­ ветствующие предложения [7]. Во исполнение указанного поручения Президента России был разработан и внесён на пу­ бличное обсуждение проект фе­ дерального закона «Об этнологи­ ческой экспертизе в Российской 9 8 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz