Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

В связи с чем, предлагаем восста­ новить понятие «оленьи пастби­ ща» в ГОСТ 26640-85 как отдель­ ный вид угодий. Земельные участки оленьих пастбищ относятся к землям раз­ личных категорий. На примере Ре­ спублики чаще всего они отнесе­ ны к землям лесного фонда (62 млн 960 тыс. га (78,3 % от общей площа­ ди оленьих пастбищ). Согласно статье 39.33 Земель­ ного кодекса установлена возмож­ ность использования земельных участков без их предоставления в случаях осуществления деятельно­ сти в целях развития традицион­ ного образа жизни малочисленных народов в местах их традицион­ ного проживания, за исключением земель лесного фонда. В связи с чем, предлагает­ ся внести изменения в подпункт 5 пункта 1 статьи 39.33 Земельно­ го кодекса, исключив слова «за ис­ ключением земель и земельных участков в границах земель лесно­ го фонда». Как уже отмечалось выше, со­ гласно статье 39.10 Земельного ко­ декса, земельные участки, нахо­ дящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в без­ возмездное пользование лицам, относящимся к малочисленным на­ родам Севера и их общинам для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыс­ лов, на срок не более чем 10 лет. [5] Предлагается внести измене­ ние в подпункт 13 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса, устано­ вив, что земельные участки могут быть предоставлены в безвозмезд­ ное пользование для малочислен­ ных народов не только в целях раз­ мещения зданий и сооружений, но и для осуществления северного оленеводства. Также в Республике Саха (Яку­ тия) не первый год ведётся рабо­ та по актуализации и расширению Перечня мест традиционного про­ живания и традиционной хозяй­ ственной деятельности коренных малочисленных народов Россий­ ской Федерации, утверждённо­ го постановлением Правитель­ ства Российской Федерации от 08.05.2009 г. №631-р. В настоящее время в Перечень входят 70 населённых пунктов 21 муниципального района Республи­ ки. В действующей редакции рас­ поряжения места традиционного проживания в Республике опре­ делены в пределах границ сёл му­ ниципальных образований. Данная норма определения мест традици­ онного проживания в пределах на­ селённого пункта ущемляет права малочисленных народов на веде­ ние традиционной хозяйственной деятельности за пределами насе­ лённых пунктов. Между тем, в связи с отсут­ ствием критериев определения мест традиционного проживания 8 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz