Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №2.
км. Примечательно, что данный летательный аппарат имеет мень шие массогабаритные характе ристики, чем распространённый российский вертолёт «Ми-8», что расширяет возможность его п о садки на буровые установки раз личных типов. Другой авиапроизводитель, компания Boeing, представила ле тательный аппарат Bell-Boei ng MV-22B Osprey. Данный конвер- топлан способен развивать крей серскую скорость на уровне 490 км/ч, и также имеет радиус полё та равным 800 км и соответству ет габаритным размерам «Ми-8» (рис. 10). Важнейшим элементом инте грированной системы обеспече ния проектов в Ар ктике является флот обеспечения, состоящий из различных судов. Функциональ ные требования к флоту обеспе чения, накладываемые специфи кой работы в регионах проведения ГРР и выполняемыми задачами, за ключаются в следующем: высокий ледовый класс, высокая автоном ность работы, вместительная гру зовая палуба, наличие танков для перевозки сухих смесей, товар ного топлива и жидких отходов, а также нефтесодержащих вод, с о временное крановое вооруже ние; наличие системы динамиче ского позиционирования не ниже уровня «DP2»; средства пожаро тушения; высокая пассажировме- стимость; достаточное тяговое усилие буксировочной лебедки; наличие функции заводки и под рыва якорей; возможность обе- спечения управления ледовой о б становкой; наличие вертолётной палубы; наличие станции заправ ки вертолёта и топливных танков для авиатоплива. Заключение Освоение морских углеводо родных месторождений — край не наукоёмкая и высокотехноло гичная деятельность человека. Без преувеличения, освоение место рождений в Ар ктике сопоставимо по своей сложности с освоением космоса. Беспилотные летатель ные аппараты, роботы, подводные добычные комплексы, цифровые двойники — всё это стало неотъ- емлемой частью работы нефтега зового комплекса в Арктике. Не будет преувеличением сказать, что природные ресурсы Ар кти ки —это важнейшая состав ляющая энергетической безопас ности нашей Родины. Особенность разработки ме сторождений на российском шельфе Ар кти ки — сложнейшие климатические условия, недоста ток инфраструктуры и отсутствие достаточного количества реализа ции подобных проектов. Долгое время освоение А р ктики требовало от наших с о граждан самопожертвования и героизма. Сегодня, в начале н о вого тысячелетия Россия стоит на пороге новых реалий, в кото рых Арктика воспринимается уже не только как место подвига, но и как перспективная экономическая территория. При правильно организован ной работе добывать углеводо роды в Арктике можно не только эффективным, но и безопасным способом. Литература 1. РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина. URL: https://www.gubkin.ru 2. Сочнева И. О. Ресурсы Арктики и возможности их разработки / / Арктика: эколо гия и экономика. 2015. № 4 (20). 3. ПАО «Газпром нефть». URL: www.gazprom-neft.ru Literature 1. Russian State University o f O il and Gas (NRU) named after I. M. Gubkin. URL: https:// www.gubkin.ru 2. Sochneva I. O. A rctic resources and opportunities for their development / / Arctic: ecology and economics. 2015. No. 4 (20). 3. PJSC Gazprom Neft. URL: www.gazprom-neft.ru Р и сун ок 10. Конвертопланы — перспе кти вн ы е типы летательных аппаратов для освоения шельфовых м есторож дений (A W -6 0 9 — справа и B e ll-B o e in g M V -22B O sprey — слева). | Инновации | Фадеев А . М., Лисунова Е. М. | 9 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz