Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №2.
бующих незамедлительного р е шения. Стоит отметить, что пилот ные образцы российской офшор ной техники уже есть. В насто ящее время активно действуют программы импортозамещения, позволяющие создавать ро ссий ские образцы техники для о с воения месторождений, однако в массовое производство такие вертолёты пока не поступили (рис. 8). Учитывая удалённость мно гих крупных месторождений от береговой линии, одним из клю чевых требований, предъявляе мых к шельфовой авиации, явля ется дальность полёта, которую вертолёт способен выполнить без дозаправки керосином (мак симальный радиус полёта в стан дартной конфигурации, км). Так, удалённость от берега одного из самых перспективных с то ч ки зрения запасов углеводородов Штокмановского газоконденсат ного месторождения составляет почти 650 км. Среди рассматри ваемых типов вертолётов только два потенциально полезны в та ких обстоятельствах: «Ми-171А2» и «Ми-38». Способность прео долеть вертолётами такое рас стояние принципиально важно с точки зрения кон курен то с п о собности шельфовых проектов. В случае, если техника не имеет такой дальности полёта, необхо димо рассматривать включение в транспортно-логистическую схе му проекта промежуточной плат формы для дозаправки вертолё тов, стоимость строительства и установки которой может состав лять от нескольких сот миллио нов до миллиарда долларов. Принимая во внимание спец ифику изготовления шельфовой авиации и предъявления цело го ряда требований к вертолётам, эксплуатируемым при разведке и добыче на шельфе, количество та- ких вертолётов не является зна чительным. Основные регионы эксплуатации подобных вертолё тов представлены на рис. 9. Безусловно, наибольший ин терес для России представляет опыт эксплуатации вертолётов в суровых климатических условиях, таких как в Канаде, а также в стра нах, эксплуатирующих шельфо вую авиацию на месторождени ях Северного моря. Именно в этих регионах, эксплуатация техники происходит в наиболее сложных климатических условиях. Стоит отметить, что идея с о з дания эффективно работающей морской техники существует уже не первое десятилетие. Инжене ры работают над созданием вы сокотехнологичных аппаратов, способных максимально быстро преодолевать километры на м ор ским пространством, безопас но доставляя людей и неболь шие грузы на месторождения. Так, одним из таких примеров может служить создание так называемых конвертопланов — своего рода гибридов самолетов и вертолё тов, способных взлетать «по-вер- толётному», затем лететь «по-са- молётному», и, непосредственно перед посадкой, благодаря рота ции двигателей, совершить п о садку вновь «по-вертолётному». Преимущества такой техники очевидны: они позволяют бы стро преодолевать расстояния и совершать посадки на объектах, обладающих сравнительно малой площадью, в море. Так, компания AgustaWestland представила концепт конверто- плана AW -609, способного раз вивать крейсерскую скорость до 500 км/ч с радиусом полёта —800 9 0 | АР К Т И К А —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 2 | 6 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz