Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №2.

бующих незамедлительного р е ­ шения. Стоит отметить, что пилот­ ные образцы российской офшор­ ной техники уже есть. В насто­ ящее время активно действуют программы импортозамещения, позволяющие создавать ро ссий ­ ские образцы техники для о с­ воения месторождений, однако в массовое производство такие вертолёты пока не поступили (рис. 8). Учитывая удалённость мно ­ гих крупных месторождений от береговой линии, одним из клю ­ чевых требований, предъявляе­ мых к шельфовой авиации, явля­ ется дальность полёта, которую вертолёт способен выполнить без дозаправки керосином (мак­ симальный радиус полёта в стан­ дартной конфигурации, км). Так, удалённость от берега одного из самых перспективных с то ч ­ ки зрения запасов углеводородов Штокмановского газоконденсат­ ного месторождения составляет почти 650 км. Среди рассматри­ ваемых типов вертолётов только два потенциально полезны в та­ ких обстоятельствах: «Ми-171А2» и «Ми-38». Способность прео ­ долеть вертолётами такое рас­ стояние принципиально важно с точки зрения кон курен то с п о ­ собности шельфовых проектов. В случае, если техника не имеет такой дальности полёта, необхо ­ димо рассматривать включение в транспортно-логистическую схе ­ му проекта промежуточной плат­ формы для дозаправки вертолё­ тов, стоимость строительства и установки которой может состав­ лять от нескольких сот миллио­ нов до миллиарда долларов. Принимая во внимание спец ­ ифику изготовления шельфовой авиации и предъявления цело­ го ряда требований к вертолётам, эксплуатируемым при разведке и добыче на шельфе, количество та- ких вертолётов не является зна­ чительным. Основные регионы эксплуатации подобных вертолё­ тов представлены на рис. 9. Безусловно, наибольший ин ­ терес для России представляет опыт эксплуатации вертолётов в суровых климатических условиях, таких как в Канаде, а также в стра­ нах, эксплуатирующих шельфо­ вую авиацию на месторождени­ ях Северного моря. Именно в этих регионах, эксплуатация техники происходит в наиболее сложных климатических условиях. Стоит отметить, что идея с о з­ дания эффективно работающей морской техники существует уже не первое десятилетие. Инжене ­ ры работают над созданием вы­ сокотехнологичных аппаратов, способных максимально быстро преодолевать километры на м ор ­ ским пространством, безопас­ но доставляя людей и неболь­ шие грузы на месторождения. Так, одним из таких примеров может служить создание так называемых конвертопланов — своего рода гибридов самолетов и вертолё­ тов, способных взлетать «по-вер- толётному», затем лететь «по-са- молётному», и, непосредственно перед посадкой, благодаря рота­ ции двигателей, совершить п о ­ садку вновь «по-вертолётному». Преимущества такой техники очевидны: они позволяют бы­ стро преодолевать расстояния и совершать посадки на объектах, обладающих сравнительно малой площадью, в море. Так, компания AgustaWestland представила концепт конверто- плана AW -609, способного раз­ вивать крейсерскую скорость до 500 км/ч с радиусом полёта —800 9 0 | АР К Т И К А —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 2 | 6 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz