Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №2.

ничества на Севере Европы, за­ ложили и основные направления развития Института. До настоя­ щего времени ИППЭС продолжа­ ет проводить наблюдения за с о ­ стоянием водных объектов (рек, озёр), гидробионтов, наземных экосистем и атмосферного воз­ духа. Конечно, с течением време­ ни работы Института усложняют­ ся, и от мониторинга мы перешли к разработке рекомендаций по вос­ становлению и охране биоразно­ образия, по управлению водными объектами и лесами, к разработке технологий восстановления нару­ шенных почв и ландшафтов, очист­ ки сточных вод, использования о т­ ходов горной промышленности для производства строительных, керамических, облицовочных ма­ териалов, мелиорантов, сорбен­ тов для очистки сточных вод и других материалов экологическо­ го назначения. При этом основы заложенные в период, когда д и ­ пломатия создавала условия для научного сотрудничества, сохра­ няются. В дальнейшем приграничное сотрудничество в Баренц-реги- оне было канализировано в том числе в рамках Программы « К о ­ ларктик». За два периода П р о ­ граммы Институт принял участие в 13 проектах, в рамках которых вместе с научными организация­ ми Норвегии, Финляндии и Ш в е ­ ции осуществляются исследо­ вания, направленные на поиск путей устойчивого развития ре ­ гиона Коларктик. Наука в дипломатии (Science in diplomacy) Наука в дипломатии отвеча­ ет за выработку рекомендаций в рамках целей международной п о ­ литики. Институт, являясь э кспер ­ том в вопросах экологии и охраны окружающей среды, неоднократ­ но принимал участие в подготовке докладов Арктической програм­ мы мониторинга и оценки (АМАР), которая является одной из шести рабочих групп Арктического Со ­ вета. АМАР имеет мандат на п р о ­ ведение мониторинга и оценки состояния Арктического региона с точки зрения загрязнения и и з ­ менения климата. Рабочая группа призвана документировать уров­ ни загрязнения, тенденции, и п р о ­ цессы, их воздействие на э ко си ­ стемы и человека, разрабатывать и предлагать для рассмотрения пра­ вительствами меры по сокраще­ нию связанных с ними угроз. Вы­ работка научно обоснованных и политически значимых оценок и продуктов для информационно­ го обеспечения процессов выра­ ботки политики и принятия реше­ ний, является еще одной задачей рабочей группы. Предлагаемые АМАР информационные матери­ алы должны поддерживать меж­ дународные процессы, направ­ ленные на снижение глобальных угроз, связанных с загрязняющими веществами и изменением кли ­ мата. Таким образом, участие на­ учных институтов в подготовке материалов для Арктического Со ­ вета, является прямым проявле­ нием измерения научной дипло ­ матии, которое называется «наука в дипломатии». С момента своего создания в 1991 г. AMAP выпустил серию вы­ сококачественных отчётов, к о ­ торые подробно описывают с о ­ стояние А р кти ки в отношении вопросов климата и загрязнения и включают политически о б о ­ снованные научные рекоменда­ ции Арктическому Совету и пра­ вительствам. Первым докладом АМАР, включающим работы И н ­ ститута, стал Assessment Report: A rc tic PoLLution Issues, 1998. И н ­ ститут подготовил для него раз­ делы по закислению и загряз­ нению тяжёлыми металлами вод суши. Других работ от институтов Российской Федерации в этот о т ­ чёт представлено не было [12]. Международные проекты ста­ ли драйвером развития сети о с о ­ бо охраняемых природных терри­ торий (ООПТ) и территориальной охраны природы в целом. С 2007 по 2011 год в ходе масштабного международного проекта «ГЭП -а­ нализ на Северо-западе России» была выполнена оценка репре­ зентативности системы ОО П Т на территории Архангельской, Воло­ годской, Ленинградской, Мурман­ ской областей, Республики Каре­ лия и города Санкт-Петербург [15]. В рамках этой работы был п р о ­ ведён научный анализ репрезен­ тативности существующей сети ОО П Т Мурманской области для сохранения фиторазнообразия [16]. По итогам проекта была под­ готовлена «Концепция функцио­ нирования и развития сети особо охраняемых природных терри то ­ рий Мурманской области до 2018 года и на перспективу до 2038 года», утверждённая в 2011 году Постановлением Правительства Мурманской области от 24.03.2011 № 128-ПП. Продолжением предыдуще­ го проекта стал BPAN (Barents Protected Area Network), выпол­ нявшийся в 2011-2017 гг. В нём участвовали научные и п р и р о ­ доохранные организации Н о р ­ вегии, Швеции, Финляндии и Северо-запада России. О р гани ­ зованный по инициативе рабочей группы Совета Баренцева/Евро- арктического региона и её под ­ группы по охране окружающей среды, BPAN являлся ключевым проектом по сохранению б и о ­ разнообразия в Баренц-регионе. Заслуживает внимания рабо­ та Института для доклада AMAP "Adaptation Actions for a Changing A rctic: Perspectives from the Barents Area". В рамках работы над этим докладом, которая прово ­ дилась в 2014-2015 годы, в пери ­ од охлаждения отношений между Западом и Россией под предло­ гом кризиса в Украине, нашими западными коллегами неодно­ кратно подчёркивалось, что без России, которой принадлежит | Международное сотрудничество | Ключникова Е. М., Маслобоев В. А ., Макаров Д . В., Боровичев Е. А. | 6 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz