Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №2.
ничества на Севере Европы, за ложили и основные направления развития Института. До настоя щего времени ИППЭС продолжа ет проводить наблюдения за с о стоянием водных объектов (рек, озёр), гидробионтов, наземных экосистем и атмосферного воз духа. Конечно, с течением време ни работы Института усложняют ся, и от мониторинга мы перешли к разработке рекомендаций по вос становлению и охране биоразно образия, по управлению водными объектами и лесами, к разработке технологий восстановления нару шенных почв и ландшафтов, очист ки сточных вод, использования о т ходов горной промышленности для производства строительных, керамических, облицовочных ма териалов, мелиорантов, сорбен тов для очистки сточных вод и других материалов экологическо го назначения. При этом основы заложенные в период, когда д и пломатия создавала условия для научного сотрудничества, сохра няются. В дальнейшем приграничное сотрудничество в Баренц-реги- оне было канализировано в том числе в рамках Программы « К о ларктик». За два периода П р о граммы Институт принял участие в 13 проектах, в рамках которых вместе с научными организация ми Норвегии, Финляндии и Ш в е ции осуществляются исследо вания, направленные на поиск путей устойчивого развития ре гиона Коларктик. Наука в дипломатии (Science in diplomacy) Наука в дипломатии отвеча ет за выработку рекомендаций в рамках целей международной п о литики. Институт, являясь э кспер том в вопросах экологии и охраны окружающей среды, неоднократ но принимал участие в подготовке докладов Арктической програм мы мониторинга и оценки (АМАР), которая является одной из шести рабочих групп Арктического Со вета. АМАР имеет мандат на п р о ведение мониторинга и оценки состояния Арктического региона с точки зрения загрязнения и и з менения климата. Рабочая группа призвана документировать уров ни загрязнения, тенденции, и п р о цессы, их воздействие на э ко си стемы и человека, разрабатывать и предлагать для рассмотрения пра вительствами меры по сокраще нию связанных с ними угроз. Вы работка научно обоснованных и политически значимых оценок и продуктов для информационно го обеспечения процессов выра ботки политики и принятия реше ний, является еще одной задачей рабочей группы. Предлагаемые АМАР информационные матери алы должны поддерживать меж дународные процессы, направ ленные на снижение глобальных угроз, связанных с загрязняющими веществами и изменением кли мата. Таким образом, участие на учных институтов в подготовке материалов для Арктического Со вета, является прямым проявле нием измерения научной дипло матии, которое называется «наука в дипломатии». С момента своего создания в 1991 г. AMAP выпустил серию вы сококачественных отчётов, к о торые подробно описывают с о стояние А р кти ки в отношении вопросов климата и загрязнения и включают политически о б о снованные научные рекоменда ции Арктическому Совету и пра вительствам. Первым докладом АМАР, включающим работы И н ститута, стал Assessment Report: A rc tic PoLLution Issues, 1998. И н ститут подготовил для него раз делы по закислению и загряз нению тяжёлыми металлами вод суши. Других работ от институтов Российской Федерации в этот о т чёт представлено не было [12]. Международные проекты ста ли драйвером развития сети о с о бо охраняемых природных терри торий (ООПТ) и территориальной охраны природы в целом. С 2007 по 2011 год в ходе масштабного международного проекта «ГЭП -а нализ на Северо-западе России» была выполнена оценка репре зентативности системы ОО П Т на территории Архангельской, Воло годской, Ленинградской, Мурман ской областей, Республики Каре лия и города Санкт-Петербург [15]. В рамках этой работы был п р о ведён научный анализ репрезен тативности существующей сети ОО П Т Мурманской области для сохранения фиторазнообразия [16]. По итогам проекта была под готовлена «Концепция функцио нирования и развития сети особо охраняемых природных терри то рий Мурманской области до 2018 года и на перспективу до 2038 года», утверждённая в 2011 году Постановлением Правительства Мурманской области от 24.03.2011 № 128-ПП. Продолжением предыдуще го проекта стал BPAN (Barents Protected Area Network), выпол нявшийся в 2011-2017 гг. В нём участвовали научные и п р и р о доохранные организации Н о р вегии, Швеции, Финляндии и Северо-запада России. О р гани зованный по инициативе рабочей группы Совета Баренцева/Евро- арктического региона и её под группы по охране окружающей среды, BPAN являлся ключевым проектом по сохранению б и о разнообразия в Баренц-регионе. Заслуживает внимания рабо та Института для доклада AMAP "Adaptation Actions for a Changing A rctic: Perspectives from the Barents Area". В рамках работы над этим докладом, которая прово дилась в 2014-2015 годы, в пери од охлаждения отношений между Западом и Россией под предло гом кризиса в Украине, нашими западными коллегами неодно кратно подчёркивалось, что без России, которой принадлежит | Международное сотрудничество | Ключникова Е. М., Маслобоев В. А ., Макаров Д . В., Боровичев Е. А. | 6 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz