Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №2.

данной концепции были под кре ­ плены практиками, соответству­ ющими политическому моменту, описываем современное состо­ яние научного сотрудничества в сфере экологии и даем прогноз на будущее. Дипломатия для науки (Diplomacy for science) Существенным для разви­ тия международного сотруд­ ничества Института является близкое соседство с европей­ скими странами. Мурманская о б ­ ласть непосредственно грани­ чит с Финляндией и Норвегией. В 1986 г. был снят запрет на свобод­ ную публикацию данных о состо­ янии окружающей среды и п р о ­ мышленных выбросах в России. В 1988 г. в Ленинграде была о р ­ ганизована экологическая к о н ­ ференция ученых из стран Се­ верной Европы. Положительный опыт обсуждения экологических вопросов продолжился сери­ ей встреч парламентариев в М о ­ скве в 1989 г.[7]. После конфе­ ренции в Рованиеми в 1991 году, на которой присутствовали ве­ дущие ученые Института (Генна­ дий Калабин, Вячеслав Никонов, Василий Крючков) завязалось многолетнее плодотворное меж­ дународное сотрудничество с за­ рубежными исследователями. На гребне огромного интереса и н о ­ странных государств к тому, что же там за «железным занавесом» организовывались двусторонние проекты по мониторингу состоя­ ния окружающей среды. Укреплению международного сотрудничества способствовало проведение в 1991 г. в г. Апатиты встречи семи министров охра­ ны окружающей среды северных стран. Благодаря крупному госу­ дарственному гранту Норвегии ученые ИППЭС направлялись в институты Норвегии — Норвеж- ский институт окружающей сре ­ ды (N IN A ) и Норвежский и н ­ ститут исследования вод (N IVA) — работали в Экологическом центре окружающей среды Сван- ховда. В 1989-1993 гг. основная часть проектов выполнялась в рамках межправительственных российско-финляндских и ро с­ сий ско -норвеж ски х соглашений. Это было время, когда диплома­ тия многое сделала для развития научного сотрудничества. С 1991 года Институт вклю ­ чился в международные програм­ мы по мониторингу загрязнения воздуха в районе Российско-Нор­ вежской границы. Были обору­ дованы станции, ежечасно фик­ сирующие уровень загрязнения атмосферного воздуха оксидом серы и тяжелыми металлами. С 1992 года Институт включился в проект "International cooperation Program on Assessment and Monitoring o f Acidification o f Rivers and Lakes”, в котором участвовали организа­ ции из 22 стран. Также, в самом на­ чале 1990-х в рамках сотрудниче­ ства с Финским институтом леса (METLA) были выбраны и обору­ дованы площадки для мониторин­ га загрязнений лесов. В течение очень короткого времени Инсти ­ тут получил в свое распоряжение новейшее на тот момент анали­ тическое оборудование [12]. Воз­ можность непрерывного обмена опытом с зарубежными коллегами способствовала получению науч­ ных результатов, востребованных на международном уровне. 24 апреля 1992 г. министр иностранных дел Норвегии Т. Столтенберг впервые ввел в п о ­ литический лексикон понятие «Баренцев регион». Благодаря усилиям специально созданной рабочей группы и при поддерж­ ке губернских и федеральных властей, в первую очередь М И Д России, Норвегии, Швеции и Финляндии, 11 января 1993 г. в Киркенесе была подписана Д е ­ кларация о сотрудничестве в Ба- ренцевом/Евроарктическом ре ­ гионе. В Декларации в качестве основной цели работы Совета Баренцева/Евроарктического ре ­ гиона (СБЕР) определено содей­ ствие устойчивому развитию ре ­ гиона, имея в виду принципы и рекомендации, содержащиеся в Декларации Конференции в Ри­ о-де-Жанейро (1992 г.) и в П о ­ вестке дня XXI века Конферен­ ции ООН по окружающей среде и развитию. Как вспоминают участники процесса подготовки Деклара­ ции Ю. Е. Ф о к и н и А. И. Смирнов, при подготовке проекта Де кл а ­ рации у экспертов не возникло особых расхождений во мнении, чтобы ее первый «отраслевой» раздел был посвящен проблеме защиты «легко уязвимой о кружа ­ ющей среды Баренцева-Евроар- ктического региона» [7]. В Декларации была под­ тверждена приверженность стра­ тегии охраны окружающей среды Арктики, принятой на встрече ми­ нистров в г. Рованиеми (Финлян­ дия) в 1991 г., и ее претворению в жизнь в рамках Программы ар­ ктического мониторинга и оценки (АМАР). В Декларации подчеркну­ то, что экологические параметры должны быть интегрированы во все виды деятельности в регионе, отмечено, что важно расширять экологический мониторинг в ре­ гионе и развивать научно-техни­ ческое сотрудничество. Подписание Киркенесской декларации придало дополни­ тельный стимул по развитию на­ учного сотрудничества в регионе. Тем более что Норвежский Совет Баренц-региона учредил гранто­ вую программу. И большую часть грантов получили проекты эколо ­ гической направленности. Инс ти ­ тут принял участие в проекте по мониторингу загрязнения прес­ новодных рыб и атлантического лосося тяжелыми металлами. Описываемые выше события, определившие бурное развитие международного научного сотруд­ 6 0 | АР К Т И К А —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 2 | 6 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz