Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №2.

Разработка огромных п р и ­ родных богатств А р кти ки — это долгосрочный проект, п оэто ­ му сделанные начальные шаги по сотрудничеству России и Север­ ных стран Европы имеют боль­ шое геостратегическое значение. В 2 0 0 0 -2 0 2 0 -х годах благодаря сотрудничеству России и стран Баренц-региона была дости гн у­ та основополагающая цель — за­ дана траектория процесса хо зя й ­ ственного освоения Ар кти ки , в котором приграничное сотрудни­ чество представляет собой важ­ ную составляющую российской внешнеполитической линии и содействует созданию пояса д о ­ брососедства и безопасности по периметру российских границ. После успешной реализации программы «Коларктик 2007­ 2013» логика развития сотрудни­ чества диктовала продолжение совместных усилий России и Се­ верных стран в этом регионе, что отвечало как национальным и н ­ тересам России, так и общере­ гиональным задачам сохранения и развития арктического ре ги о ­ на. Таким образом, за более чем двадцатилетний период разви­ тия хозяйственного сотрудни­ чества России и Северных стран Европы были определены о с ­ новные задачи, найдены формы приграничного и регионального взаимодействия, возникли у с той ­ чивые связи между государствен­ ными и общественными ин сти ­ тутами, научными организациями и университетами, сформирова­ лась двухуровневая организаци­ онная структура сотрудничества Совета Баренцева/Евроарктиче- ского региона — на уровне мини ­ стров иностранных дел стран и на уровне провинций/областей/ губерний (Региональный Совет), определён ряд административ­ ных институтов, которые обслу­ живают инициативы коллектив­ ных и частных инвесторов, а, главное, в общественно-поли ти­ ческом плане сложилась п о з и ­ тивная оценка объединений ме­ жгосударственных усилий России и Северных стран, так как обще­ ственности заинтересованных стран были продемонстрированы реальные результаты отношений добрососедства. В начале 2010­ х годов были созданы как мате­ риально-технический, так и о б ­ щественно-политический заделы для дальнейшего развития хо зя й ­ ственных связей России и Север­ ных стран Европы, необходимых для решения задач по сохране­ нию и эффективному использо­ ванию богатств этого региона. В 2013 г. заинтересованны­ ми сторонами была принята п р о ­ грамма ЕИСП «Коларктик 2014­ 2020», но её запуск оказался под угрозой из-за введения запад­ ных санкций 2014 г. Однако бла­ годаря настойчивости предста­ вителей Северных стран, прежде всего Финляндии, и в результате последующих продолжительных дискуссий специальным решени­ ем Еврокомиссии приграничное сотрудничество удалось деполи- тизировать и вывести из санкци- онного пространства. Это по тре ­ бовало определённого времени для решения организационных и правовых вопросов, поэтому запуск программы «Коларктик 2014-2020» начался с существен­ ной задержкой, но программа успешно выполняется несмотря на пандемию коронавируса. Страны Евросоюза (Финлян­ дия и Швеция) и Норвегия глу­ боко заинтересованы в развитии х о з я й с т в е н н о - э к о н о м и ч е с к о г о сотрудничества с Россией в А р ­ ктике. Во-первых, стратегическая роль России, занимающей наи­ большую часть территории ар­ ктического региона (более 40 % общей площади региона), на к о ­ торой сосредоточена значитель­ ная доля его природных ресурсов, остаётся важнейшей для их освое ­ ния. Во-вторых, действует фактор солидарности государств аркти­ ческого региона, значение ко то ­ рого в связи с ростом многопо­ лярности мира будет возрастать. В-третьих, для Евросоюза ресурс­ ный потенциал Ар ктики пред­ ставляет устойчивый стратегиче­ ский интерес, особенно в части обеспечения ЕС «критическими» полезными ископаемыми, в-чет­ вёртых, налицо проверенная вре­ менем реальная экономическая и экологическая выгода развития приграничного сотрудничества с Россией для Северных стран Ев­ ропы. Поэтому Финляндия, Н о р ­ вегия и Швеция, несмотря на сложившуюся неблагоприятную политическую конъюнктуру, бу­ дут стремиться к сохранению де- политизированного статуса п ри ­ граничного сотрудничества, что делает благоприятными его пер ­ спективы. Как пример, в стадии подготовки третья программа « К о ­ ларктик» на 2021-2027 гг. Институт проблем промыш­ ленной экологии Севера КНЦ РАН (ИППЭС КН Ц РАН, далее — Институт), где работают авторы данной статьи, изучает трансфор­ мации естественных экосистем в зонах интенсивного п р и р о ­ допользования. Экологические проблемы не имеют государ­ ственных границ, носят глобаль­ ный характер, их решение требу­ ет взаимодействия специалистов из разных областей знания и раз­ ных стран. Поэтому с первых лет своего существования (основан в 1989 г.) Институт был вовлечён в международные проекты. Конеч­ но, огромную роль в развитии интенсивного сотрудничества с зарубежными коллегами в то вре­ мя сыграл фактор перестройки и огромного интереса наших за­ падных соседей к тому, что п р о ­ исходит за «железным занаве­ сом». Несмотря на т о ,ч т о ко н ц е п ­ ция «научная дипломатия» явля­ ется довольно новой, в данной статье мы анализируем науч­ ное сотрудничество Института в исторической ретроспективе, п о ­ казываем, как все три измерения | Международное сотрудничество | Ключникова Е. М., Маслобоев В. А ., Макаров Д . В., Боровичев Е. А . | 5 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz