Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №2.
Разработка огромных п р и родных богатств А р кти ки — это долгосрочный проект, п оэто му сделанные начальные шаги по сотрудничеству России и Север ных стран Европы имеют боль шое геостратегическое значение. В 2 0 0 0 -2 0 2 0 -х годах благодаря сотрудничеству России и стран Баренц-региона была дости гн у та основополагающая цель — за дана траектория процесса хо зя й ственного освоения Ар кти ки , в котором приграничное сотрудни чество представляет собой важ ную составляющую российской внешнеполитической линии и содействует созданию пояса д о брососедства и безопасности по периметру российских границ. После успешной реализации программы «Коларктик 2007 2013» логика развития сотрудни чества диктовала продолжение совместных усилий России и Се верных стран в этом регионе, что отвечало как национальным и н тересам России, так и общере гиональным задачам сохранения и развития арктического ре ги о на. Таким образом, за более чем двадцатилетний период разви тия хозяйственного сотрудни чества России и Северных стран Европы были определены о с новные задачи, найдены формы приграничного и регионального взаимодействия, возникли у с той чивые связи между государствен ными и общественными ин сти тутами, научными организациями и университетами, сформирова лась двухуровневая организаци онная структура сотрудничества Совета Баренцева/Евроарктиче- ского региона — на уровне мини стров иностранных дел стран и на уровне провинций/областей/ губерний (Региональный Совет), определён ряд административ ных институтов, которые обслу живают инициативы коллектив ных и частных инвесторов, а, главное, в общественно-поли ти ческом плане сложилась п о з и тивная оценка объединений ме жгосударственных усилий России и Северных стран, так как обще ственности заинтересованных стран были продемонстрированы реальные результаты отношений добрососедства. В начале 2010 х годов были созданы как мате риально-технический, так и о б щественно-политический заделы для дальнейшего развития хо зя й ственных связей России и Север ных стран Европы, необходимых для решения задач по сохране нию и эффективному использо ванию богатств этого региона. В 2013 г. заинтересованны ми сторонами была принята п р о грамма ЕИСП «Коларктик 2014 2020», но её запуск оказался под угрозой из-за введения запад ных санкций 2014 г. Однако бла годаря настойчивости предста вителей Северных стран, прежде всего Финляндии, и в результате последующих продолжительных дискуссий специальным решени ем Еврокомиссии приграничное сотрудничество удалось деполи- тизировать и вывести из санкци- онного пространства. Это по тре бовало определённого времени для решения организационных и правовых вопросов, поэтому запуск программы «Коларктик 2014-2020» начался с существен ной задержкой, но программа успешно выполняется несмотря на пандемию коронавируса. Страны Евросоюза (Финлян дия и Швеция) и Норвегия глу боко заинтересованы в развитии х о з я й с т в е н н о - э к о н о м и ч е с к о г о сотрудничества с Россией в А р ктике. Во-первых, стратегическая роль России, занимающей наи большую часть территории ар ктического региона (более 40 % общей площади региона), на к о торой сосредоточена значитель ная доля его природных ресурсов, остаётся важнейшей для их освое ния. Во-вторых, действует фактор солидарности государств аркти ческого региона, значение ко то рого в связи с ростом многопо лярности мира будет возрастать. В-третьих, для Евросоюза ресурс ный потенциал Ар ктики пред ставляет устойчивый стратегиче ский интерес, особенно в части обеспечения ЕС «критическими» полезными ископаемыми, в-чет вёртых, налицо проверенная вре менем реальная экономическая и экологическая выгода развития приграничного сотрудничества с Россией для Северных стран Ев ропы. Поэтому Финляндия, Н о р вегия и Швеция, несмотря на сложившуюся неблагоприятную политическую конъюнктуру, бу дут стремиться к сохранению де- политизированного статуса п ри граничного сотрудничества, что делает благоприятными его пер спективы. Как пример, в стадии подготовки третья программа « К о ларктик» на 2021-2027 гг. Институт проблем промыш ленной экологии Севера КНЦ РАН (ИППЭС КН Ц РАН, далее — Институт), где работают авторы данной статьи, изучает трансфор мации естественных экосистем в зонах интенсивного п р и р о допользования. Экологические проблемы не имеют государ ственных границ, носят глобаль ный характер, их решение требу ет взаимодействия специалистов из разных областей знания и раз ных стран. Поэтому с первых лет своего существования (основан в 1989 г.) Институт был вовлечён в международные проекты. Конеч но, огромную роль в развитии интенсивного сотрудничества с зарубежными коллегами в то вре мя сыграл фактор перестройки и огромного интереса наших за падных соседей к тому, что п р о исходит за «железным занаве сом». Несмотря на т о ,ч т о ко н ц е п ция «научная дипломатия» явля ется довольно новой, в данной статье мы анализируем науч ное сотрудничество Института в исторической ретроспективе, п о казываем, как все три измерения | Международное сотрудничество | Ключникова Е. М., Маслобоев В. А ., Макаров Д . В., Боровичев Е. А . | 5 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz