Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №2.

и могут быть агентами распро­ странения позитивного образа страны. Таким образом ,наука яв­ ляется не столько целью, сколько поводом, по которому развивает­ ся общение. Российская академия наук и Минобрнауки России в соответ­ ствии с Планом мероприятий по реализации Стратегии НТР РФ, п. 32 «д» и п. 35 «а-д» Стратегии НТР РФ* являются ключевыми органами, ответственными за раз­ витие механизмов научной д и ­ пломатии в России. Они призва­ ны способствовать: • продвижению национальных интересов в мировом пространстве за счёт активного международного сотрудничества учёных в соответ­ ствии со Стратегией НТР РФ; • совместным научным иссле­ дованиям и взаимовыгодному о б ­ мену опытом между учёными, в т. ч. оказывать поддержку отече­ ственным учёным для включения в состав коллабораций с пере ­ довыми иностранными научными лабораториями; • установлению партнёрских отношений с зарубежными шко ­ лами и университетами, знаком ­ ству иностранных учёных с рос­ сийскими производственными технологиями и продуктами, их преимуществами; • повышению привлекатель­ ности России в мировом науч­ ном сообществе и созданию комфортных условий для рабо­ ты в России зарубежных учёных, включая учёных-соотечественни- ков, работающих за рубежом. Целью Стратегии междуна­ родного сотрудничества РАН (до 2030 года) является осуществле­ ние и совершенствование дея­ тельности РАН в сфере научной дипломатии и международно­ го сотрудничества для обеспе ­ чения участия РАН и учрежде­ ний, входящих в структуру РАН, в формировании р о с сий с ко ­ го вклада в глобальную научную и научно-технологическую п о ­ вестку, достижения лидирующих позиций в международном ака­ демическом сообществе и реа­ лизацию программ и проектов, направленных на дальнейшую интеграцию Российской Федера­ ции с мировым научно-техниче­ ским, инновационным и обра зо ­ вательным пространством. Развитие международных научных исследований в Арктике Проблема использова­ ния природных богатств А р к т и ­ ки становится одной из ведущих тем современного мирового п о ­ литического и экономического дискурса. Среди государств ар­ ктической зоны Россия занима­ ет наиболее выгодные географи­ ческие позиции, также обладает значительным опытом изучения и освоения арктических ресур­ сов и успешной практикой меж­ дународного сотрудничества с соседними приполярными госу­ дарствами. Ар ктический вектор становится одним из значимых направлений стратегии соци ­ ально-экономического развития России, в котором приграничное сотрудничество со странами Ев­ росоюза, не подпадающее под антироссийские санкции, имеет для России не только важное п о ­ литическое, но и хозяйственное значение. Поскольку подготовка и реализация ресурсных п р ое к­ тов в Ар кти ке может быть эффек­ тивной только при наличии дол ­ госрочных и скоординированных проектов в рамках международ­ ного сотрудничества сопредель­ ных государств региона. При этом шельфовые проекты, более капи­ талоёмкие по сравнению с п р о ­ ектами на суше, предполагают и более значительный мультипли­ кативный эффект во всех отрас­ лях, а каждый доллар, вложен­ ный в шельф, генерирует 7,7 долл. в других отраслях э кономики [10]. Россия в течение 16 лет на основе европейских моделей и стандартов Европейского С ою ­ за получала финансовую помощь по Программе «Техническая п о ­ мощь СНГ» (Далее — TACIS). По данным Европейской комиссии, в 1991-2001 гг. объём финансовой деятельности Евросоюза толь­ ко по программе ТАС Б в нашей стране составил 1,489 млрд евро. Помимо TACIS были осущест­ влены программы INTERREG, Nord ic CounciL o f Ministers, A rc tic CounciL, Norwegian Barents Secretariat, NEFCO, EBRD и м но ­ гие другие [11]. В 2006 г. был сделан следу­ ющий шаг в развитии сотрудни­ чества Северных стран и России. Государства арктического ре ­ гиона приняли четырёхсторон­ нюю программу приграничного сотрудничества ЕИСП - «Колар­ кти к 2007-2013», нацеленную на преодоление периферийно- сти северных районов Ф и нл ян ­ дии, Норвегии, Швеции и Рос­ сии, сближение проживающих на приграничных территориях лю ­ дей и создание максимально бла­ гоприятных условий для со ц и ­ ально-экономического развития и защиты природной среды Ба- ренцева/Евроарктического ре ­ гиона. Признание значения Рос­ сии и в первую очередь особой роли Кольского полуострова, вся территория которого располо­ жена за Полярным кругом, в этой форме сотрудничества отрази­ лось даже в названии программы —«Коларктик». Кардинально изменился ста­ тус российских участников п р о ­ граммы, они стали равноправны­ ми партнёрами, поскольку Россия вносит паритетный финансовый вклад в программу «Коларктик» и другие программы приграничного сотрудничества. 5 8 | АР К Т И К А —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021- № 2 | 6 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz