Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №2.

Научная дипломатия Научная дипломатия — это особая форма международно­ го научно-технического сотруд­ ничества (МНТС), относящаяся к публичной дипломатии, пред­ ставляющая собой систему вза­ имодействий ученых, научных коллективов, организаций, вы­ полняющих исследования и раз­ работки, и взаимосвязанная с ней деятельность органов власти, на­ правленная на развитие междуна­ родных отношений с учетом и н ­ тересов Российской Федерации, развития диалога научно-техни­ ческого сообщества и улучшения взаимопонимания между наро­ дами. Научная дипломатия — это симбиоз интересов и мотиваций научного и внешнеполитическо­ го сообществ в получении новых знаний для реализации стратеги­ ческих целей государства. Научная дипломатия пред­ ставляет собой «социо-поли ти- ческое» явление [2], и является смесью науки и политики. Гло­ бальные вызовы, такие как и з ­ менение климата, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, не с п о со б ­ ствуют снижению мировой на­ пряженности, напротив они с о з­ дают новые политические и экономические проблемы. По мнению ряда исследователей, в течение следующих тридцати лет международная политика будет все больше связана с проблема­ ми глобальной устойчивости [3]. Сложность возникающих вызо­ вов, вероятно, приведет к тому, что наука станет важнейшим фак­ тором в их решении, а актуальная информация относительно дина­ мики развития природных и с о ­ циально-экономических систем должна стать одним из централь­ ных приоритетов для научного сообщества, в том числе связан­ ного с внешней политикой. В. Я. Панченко и А. В. Торку- нов в своей статье подчеркива­ ют, что «сотрудничество ученых имеет непрямое, референтное воздействие на принятие поли ­ тических решений»[4], особенно когда ученые являются официаль­ ными экспертами при выработке решений по проблемам глобаль­ ного характера. Например, д о ­ стижению практически всех с о ­ временных договоренностей по Ар кти ке предшествовала глубо­ кая научная проработка этого во ­ проса при участии ученых из 23 стран мира под эгидой Междуна­ родного арктического научного комитета (The International A rc tic Science Comm ittee, IASC). Одним из наиболее эффек­ тивных драйверов развития науч­ ной дипломатии является стрем­ ление усилить симбиоз между интересами и мотивациями на­ учного и внешнеполитического сообществ. Для научного сооб ­ щества международное сотруд­ ничество часто мотивировано ж е ­ ланием получить доступ к новым знаниям, новейшим эксперимен­ тальным установкам, дополни ­ тельным источникам финансиро­ вания. Для внешнеполитического сообщества наука предлагает ней­ тральные каналы коммуникации, которые могут быть полезны для реализации более широких стра­ тегических целей [5]. Выделяют следующие ключе ­ вые практики, иллюстрирующие три измерения научной диплома­ тии: • выработка рекомендаций в рамках целей международной п о ­ литики (science in diplomacy); • упрощение дипломатиче­ скими средствами процесса меж­ дународного научного сотрудни­ чества (diplomacy for science); • использование научных альянсов в целях улучшения меж­ дународных отношений между странами (science for diplomacy) [8]. Автор статьи, анализируя примеры глобального взаимо­ действия, приходит к выводу, что в настоящее непростое для меж­ дународных отношений вре­ мя необходимо защищать свобо ­ ду исследований, поддерживать международное сотрудничество ученых. Исследование, п р о в о ­ дившееся среди ученых соци- о-гуманитарных специальностей [9] показало, что в научной с р е ­ де нет единого понимания к о н ­ цепции «научная дипломатия». Опрошенные исследователи вы­ сказали общее мнение о том, что научная дипломатия выступает в качестве средства достижения политических целей. Поэтому они считают, что действующими лицами на поле научной д и пл о ­ матии выступают не только уче ­ ные, но и политические и н с ти ­ туты, обеспечивающие условия международного научного с о ­ трудничества. На основе прове ­ денных интервью автор иссле­ дования делает выводы о том, что международные объединения ученых играют ключевую роль в развитии международной науч­ ной политики, а такие измерения научной дипломатии как «наука в дипломатии» и «дипломатия для науки» относятся к сфере меж­ дународного научно-техническо­ го сотрудничества и не должны рассматриваться в контексте на­ учной дипломатии. По мнению опрошенных экспертов — «на­ ука для дипломатии» обладает наибольшей практической цен­ ностью в рамках международно­ го сотрудничества. Особую ц ен ­ ность взаимодействие ученых приобретает в сложные времена отсутствия политического диало­ га, поскольку представляет собой удобный канал обеспечения хотя бы на низовом уровне динамики сотрудничества. Такое общение нарабатывает социальный капи ­ тал, который будет востребован, когда вернется потепление в о т ­ ношениях. Также будут востребо ­ ваны люди, которые знают друг друга по разные стороны границ | Международное сотрудничество | Ключникова Е. М., Маслобоев В. А ., Макаров Д . В., Боровичев Е. А. | 5 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz