Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №2.
Научная дипломатия Научная дипломатия — это особая форма международно го научно-технического сотруд ничества (МНТС), относящаяся к публичной дипломатии, пред ставляющая собой систему вза имодействий ученых, научных коллективов, организаций, вы полняющих исследования и раз работки, и взаимосвязанная с ней деятельность органов власти, на правленная на развитие междуна родных отношений с учетом и н тересов Российской Федерации, развития диалога научно-техни ческого сообщества и улучшения взаимопонимания между наро дами. Научная дипломатия — это симбиоз интересов и мотиваций научного и внешнеполитическо го сообществ в получении новых знаний для реализации стратеги ческих целей государства. Научная дипломатия пред ставляет собой «социо-поли ти- ческое» явление [2], и является смесью науки и политики. Гло бальные вызовы, такие как и з менение климата, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, не с п о со б ствуют снижению мировой на пряженности, напротив они с о з дают новые политические и экономические проблемы. По мнению ряда исследователей, в течение следующих тридцати лет международная политика будет все больше связана с проблема ми глобальной устойчивости [3]. Сложность возникающих вызо вов, вероятно, приведет к тому, что наука станет важнейшим фак тором в их решении, а актуальная информация относительно дина мики развития природных и с о циально-экономических систем должна стать одним из централь ных приоритетов для научного сообщества, в том числе связан ного с внешней политикой. В. Я. Панченко и А. В. Торку- нов в своей статье подчеркива ют, что «сотрудничество ученых имеет непрямое, референтное воздействие на принятие поли тических решений»[4], особенно когда ученые являются официаль ными экспертами при выработке решений по проблемам глобаль ного характера. Например, д о стижению практически всех с о временных договоренностей по Ар кти ке предшествовала глубо кая научная проработка этого во проса при участии ученых из 23 стран мира под эгидой Междуна родного арктического научного комитета (The International A rc tic Science Comm ittee, IASC). Одним из наиболее эффек тивных драйверов развития науч ной дипломатии является стрем ление усилить симбиоз между интересами и мотивациями на учного и внешнеполитического сообществ. Для научного сооб щества международное сотруд ничество часто мотивировано ж е ланием получить доступ к новым знаниям, новейшим эксперимен тальным установкам, дополни тельным источникам финансиро вания. Для внешнеполитического сообщества наука предлагает ней тральные каналы коммуникации, которые могут быть полезны для реализации более широких стра тегических целей [5]. Выделяют следующие ключе вые практики, иллюстрирующие три измерения научной диплома тии: • выработка рекомендаций в рамках целей международной п о литики (science in diplomacy); • упрощение дипломатиче скими средствами процесса меж дународного научного сотрудни чества (diplomacy for science); • использование научных альянсов в целях улучшения меж дународных отношений между странами (science for diplomacy) [8]. Автор статьи, анализируя примеры глобального взаимо действия, приходит к выводу, что в настоящее непростое для меж дународных отношений вре мя необходимо защищать свобо ду исследований, поддерживать международное сотрудничество ученых. Исследование, п р о в о дившееся среди ученых соци- о-гуманитарных специальностей [9] показало, что в научной с р е де нет единого понимания к о н цепции «научная дипломатия». Опрошенные исследователи вы сказали общее мнение о том, что научная дипломатия выступает в качестве средства достижения политических целей. Поэтому они считают, что действующими лицами на поле научной д и пл о матии выступают не только уче ные, но и политические и н с ти туты, обеспечивающие условия международного научного с о трудничества. На основе прове денных интервью автор иссле дования делает выводы о том, что международные объединения ученых играют ключевую роль в развитии международной науч ной политики, а такие измерения научной дипломатии как «наука в дипломатии» и «дипломатия для науки» относятся к сфере меж дународного научно-техническо го сотрудничества и не должны рассматриваться в контексте на учной дипломатии. По мнению опрошенных экспертов — «на ука для дипломатии» обладает наибольшей практической цен ностью в рамках международно го сотрудничества. Особую ц ен ность взаимодействие ученых приобретает в сложные времена отсутствия политического диало га, поскольку представляет собой удобный канал обеспечения хотя бы на низовом уровне динамики сотрудничества. Такое общение нарабатывает социальный капи тал, который будет востребован, когда вернется потепление в о т ношениях. Также будут востребо ваны люди, которые знают друг друга по разные стороны границ | Международное сотрудничество | Ключникова Е. М., Маслобоев В. А ., Макаров Д . В., Боровичев Е. А. | 5 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz