Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №2.

Норвегия председательство­ вала в А р ктич е с ком совете в 2007-2009 гг., второй раз будет в 2023-2025 гг. Основными д о с т и ­ жениями являются: • участие в подписании с о ­ глашения о сотрудничестве в о б ­ ласти обеспечения готовности и реагирования на загрязнения нефтью морской среды в А р к т и ­ ке (2013 г.); • проведение комплексных э коло гических и научных иссле ­ дований в области судоходства в А р кти ке , нефтегазовой деятель­ ности и управлении океаном. В 2013 году учреждён п о с т о ­ янный Секретариат АС (Тромсё, Норвегия), который оказывает административную поддержку развитию международного с о ­ трудничества под эгидой АС. Россия председательствова­ ла в А р ктич е с ком совете в 2 0 0 4 ­ 2006 гг., второй раз будет в 2021­ 2023 гг. России принадлежит инициатива различных проектов: в э кономической, п риродоо х ­ ранной и социальной областях, в том числе и по охране зд о р о ­ вья местного населения, в клю ­ чая развитие телемедицины, и по кон тролю за радиационной о б ­ становкой. Россия активно уча­ ствует в следующих направлени­ ях деятельности АС: • предупреждение и л и кв и ­ дация последствий техногенных катастроф; • сотрудничество в сфере культуры, направленное, главным образом, на сохранение и с т о ­ рии, традиций и обычаев к о р е н ­ ных народов А р кт и ки ; • эффективное использова­ ние Северного морского пути для международного судоход­ ства в рамках юри сди кции Рос­ сий с кой Федерации; • создание единого информа­ ц ионно го ресурса «Электронная память Ар кти ки » , содержащего данные из национальных биб ли ­ о те к и архивов профильных ве­ домств стран-участниц Совета (2006 г.). Россия выступила также од ­ ним из авторов первого ю р и д и ­ чески обязывающего соглаше­ ния, заключенно го под эгидой АС: по п о и с ку и спасению в А р ­ ктике. Благодаря активному уча­ стию в рабочих группах АС представителей России, Н о р ­ вегии и СШ А в 2013 г. было под ­ писано второе юридически обязывающее соглашение: о с о ­ трудничестве в области о б е ­ спечения готовности и реаги­ рования на загрязнения нефтью морской среды в Ар ктике. В 2017 г. арктические государства под ­ писали третье юридически обя ­ зывающее соглашение: о расши­ рении международного научного сотрудничества в Арктике. Швеция председательство­ вала в 2011-2013 гг. Её основными достижениями являются: • принятие стратегии д е й ­ ствий в А р ктич е ском регионе, основанной на про гнозе мас­ штабных изменений в А р к т и ч е ­ ском регионе; • содействие э ко н ом и ч е ­ ски, социально и экологически устойчивому развитию в А р к т и ­ ческом регионе; • заявление о необходимости усиления А р кти ч е с ко го совета для сохранения А р к т и к и как р е ­ гиона с низким уровнем п р о т и ­ востояния в вопросах безопас­ ности; • стремление к тому, чтобы предоставить коренным наро ­ дам более широкий с пе ктр воз­ можностей для сохранения и развития их национальной иден­ тичности, культуры и традици ­ онных промыслов, а также для содействия накоплению их тра­ диционны х знаний и передачи последних; • проведение регулярных климатических исследований в Ар кти ке ; • на основе серии дол го сро ч ­ ных измерений для более п о л н о ­ го глобального понимания изме ­ нения климата. СШ А председательствова­ ли в А р ктич е с ком совете в 1998­ 2000 гг., а затем в 2015-2017 гг. Основными достижениями явля­ ются: • совместный (с остальными семью арктическими государ­ ствами) запуск М ежд ународно ­ го циркумполярного наблюде­ ния (ICS); • запуск научной программы «Оценка воздействия на климат в Аркти ке» (ACIA), которая была завершена под председатель­ ством Исландии в 2004 году. В настоящее время вокруг А р кти ки накопилось немало проблем самого различного ха­ рактера — международно-пра­ вовых, политических, воен­ ных, социально-экономических, экологических, которые не могут быть решены при п о ­ мощи универсального междуна­ родного соглашения по аналогии с Антарктидой. Международ­ ные организации, участвующие в арктической политике, весь­ ма многочисленны, разнородны по своим функциям, полномочи­ ям, составу, характеру деятельно­ сти и влиятельности. По-разному строят свою политику и государ­ ства в отношении этих организа­ ций, но наиболее влиятельны че ­ тыре организации —А рктический совет (АС), Совет Баренцева/ Ев- роарктического региона (С БЕР), ЕС и НАТО. Фактически э к о н о ­ мическое освоение А р кти ки уже | Международное сотрудничество | Никоноров С. М. | 5 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz