Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №2.

Рис. 5.База «Халли-6» — проект фирмы Hugh Broughton Architects и Aecom. В красном модуле расположены помещения для жилья использование сопряжено с повы­ шенной опасностью возгораний на дизельных электростанциях. На­ пример, в апреле 1982 г. в услови­ ях недоступности транспортного сообщения, на советской антар­ ктической станции «Восток» из-за пожара три генератора были унич­ тожены, и станция лишилась источ­ ников энергоснабжения и связи [3]. В 2009 г. открыта бельгий­ ская станция «Принцесса Елиза­ вета», работающая полностью на энергии солнца и ветра. Станция получает энергию от девяти ве­ тряных турбин. Многослойное устройство станции позволяет обогревать её внутреннюю часть с помощью избыточного тепла от электрических и электронных систем и энергии от деятельно­ сти человека. Плотная теплои зо ­ ляция стен позволяет сократить потери тепла почти до нуля. Вместе с тем, электростанции, работающие на альтернативных источниках энергии, как правило, находятся в сильной зависимо­ сти от таких климатических и п о ­ годных условий, как направление и сила ветра, продолжительность и интенсивность солнечного и з ­ лучения и т. п. В связи с этим, по мнению специалистов, к о с но в ­ ным слабым сторонам альтерна­ тивных электростанций о тноси т­ ся не их малая мощность, а то, что они не могут поддерживать необ ­ ходимую мощность в постоянном режиме. В настоящее время многие страны стремятся перейти на с о ­ временное строительство ум ­ ных городов и обеспечивающей инженерной инфраструктуры с углеродно-нейтральным балан­ сом в производстве, тра н с по р т и ­ ровке, хранении и потреблении энергии, что является стратеги­ ческой целью для арктических регионов, с точки зрения сохра ­ нения хруп кой к ан т ро по ген ­ ному воздействию арктической экологии. Начиная с 1870-х годов п о сто ­ янно расширяется международ­ ное сотрудничество. Заинтере­ сованность различных государств в расширении эксплуатации Се­ верного морского пути, развитии полярных авиалиний, в том числе трансконтинентальных, исполь­ зовании природных ресурсов, с одной стороны, и милитаризация, экологическое неблагополучие, устаревшие технологии, с другой — явились объективными пред­ посылками тенденций объеди­ нения в Ар кти ке [2, c. 17]. Сугубо научную деятельность в рамках международного сотрудничества в А р кти ке ведут 31 образование, в том числе Международный ар­ ктический научный комитет IASC, Международный союз цир кум по ­ лярной медицины IUCH, А р к т и ­ ческий Совет океанических наук AOSB, Международная ассоциа­ ция арктических социальных наук IASSA. Всего на территории ар­ ктического региона в разное вре­ мя действовало более 300 орга­ низаций и программ различного уровня [5]. В целом деятельность меж­ дународных и ряда региональных организаций направлена главным образом на решение современ­ ных проблем развития А р к т и ­ ки: освоение континентального шельфа, развитие транспортных коммуникаций, охрану о кружаю ­ щей среды, поддержание биоло ­ гического разнообразия, сохра­ нение и разумное использование природных ресурсов. О. Янг спра­ ведливо отмечает, что целью систем управления в Ар кти ке является примирение конфлик­ тующих интересов и минимиза­ ция антропогенных разрушений природы. Образование прави­ тельственных систем управления для рассмотрения конфликтных ситуаций означает, что управ­ ление теми, кто имеет интерес в использовании ресурсов, о с у ­ ществляется таким образом, что позволяет им осуществлять свои цели, не подрывая э кономич е ­ ской целостности [12, pp. 6,8]. Су­ ществует множество уровней с о ­ | Международное сотрудничество | Шишигина А . Н., Кардашевский А . Г. | 3 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz