Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №2.
живает исследования на острове Самойловский (близ Тикси) (ри суно к 3). Тем не менее, существующие национальные и международные усилия по наблюдению и иссле дованиям ещё не в полной мере способны удовлетворить спрос на всеобъемлющую и комплекс ную информацию об Арктике. Так, по мнению зарубежных и н ституциональных представите лей, целесообразно продолже ние разработки инновационных технологических инструментов и новых методов передовых на блюдений в отдалённых и с у р о вых арктических условиях. Это всё больше признаётся многими странами, находящимися на п е реднем крае создания таких и н струментов [15]. В целом,наука призвана: способствовать выявлению и минимизации рисков, снижению воздействия, повышению у стой чивости и адаптации, формировать жизненно важ ную основу для принятия реше ний. Монимание того, как измене ния взаимодействуют друг с дру гом и что они означают для людей и экосистем, требует целостно го и междисциплинарного подхо да, который рассматривает чело веческую и природную динамику вместе. Мо мере изменения ар ктического климата возникает много рисков для жителей и э к о систем, а также для мирового со общества. Во многих странах ре ализуются проекты, помогающие выявлять эти риски и разрабаты вать планы борьбы с потенциаль ными разрушительными послед ствиями. В частности, Финляндия и Дания возглавляют целевую группу Арктического совета по улучшению связи в Арктике, к о торая, как ожидается, разработает рекомендации в отношении цело го ряда конкретных проблем ,та- ких как определение географиче ских районов, которые выиграли бы от общих панарктических ком муникационных решений, а также способы достаточного стимули рования инвестиций и государ ственно-частного партнёрства и определение перспектив будущих технологических решений. Возвращаясь к вопросу ар ктических научных станций, не обходимо отметить, что в п е риоды становления подобных инфраструктурных объектов во просы архитектурных решений не относились к приоритетным. Так, метеоролог Митер Гиббс, приехав в 1980-м году на британ скую антарктическую станцию «Халли», увидел там лишь «не сколько деревянных лачуг вну три гигантских металлических труб». Станция тогда находилась под слоем снега в 15 метров тол щиной. «Было похоже на жизнь внутри подводной лодки: нужно было лазать вверх-вниз по лест ницам, чтобы попасть внутрь или вылезти наружу», — вспоминает Гиббс (рисунок 4) [4]. Сегодня, напротив, привет ствуются оригинальные архи тектурные решения и вопросы обеспечения комфортности пре бывания на базе в условиях дли тельного пребывания. Так, постро енная вновь база «Халли-6» стала первой в мире мобильной аркти ческой станцией. Она состоит из восьми соединенных между со бой больших модулей, похожих на вагоны огромного разноцветного поезда. Модули можно изолиро вать друг от друга, чтобы помешать распространению возможных п о жаров. Каждый из них стоит на ги дравлических опорах, к низу к о торых прикреплены огромные салазки, восьми метров в длину. Это значит, что модули можно от соединять друг от друга, перевоз ить с помощью бульдозеров на н о вое место и там собирать станцию обратно (рисунок 5) [1]. Важным аспектом для арктиче ских станций является энергоэф фективность. Большинство станций для энергоснабжения используют дизельные генераторы, работаю щие на особом дизеле. Ими обо рудованы многочисленные стан ции как в Арктике: «Остров Голомянный», «Обсерватория име ни Эрнста Кренкеля», все рос сийские антарктические станции («Восток», «Прогресс», «Мирный» и др.). Дизельное топливо доро гое, загрязняет окружающую сре ду, его сложно транспортировать и Рис. 4.Станция «Халли-3», построенная в 1973 году, была заброшена в 1983-м из-за проблем с доступом и вентиляцией 3 8 I АР К Т И К А —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 2 | 6 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz