Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №2.

живает исследования на острове Самойловский (близ Тикси) (ри ­ суно к 3). Тем не менее, существующие национальные и международные усилия по наблюдению и иссле­ дованиям ещё не в полной мере способны удовлетворить спрос на всеобъемлющую и комплекс­ ную информацию об Арктике. Так, по мнению зарубежных и н ­ ституциональных представите­ лей, целесообразно продолже­ ние разработки инновационных технологических инструментов и новых методов передовых на­ блюдений в отдалённых и с у р о ­ вых арктических условиях. Это всё больше признаётся многими странами, находящимися на п е ­ реднем крае создания таких и н ­ струментов [15]. В целом,наука призвана: способствовать выявлению и минимизации рисков, снижению воздействия, повышению у стой ­ чивости и адаптации, формировать жизненно важ­ ную основу для принятия реше­ ний. Монимание того, как измене­ ния взаимодействуют друг с дру­ гом и что они означают для людей и экосистем, требует целостно­ го и междисциплинарного подхо­ да, который рассматривает чело­ веческую и природную динамику вместе. Мо мере изменения ар­ ктического климата возникает много рисков для жителей и э к о ­ систем, а также для мирового со ­ общества. Во многих странах ре­ ализуются проекты, помогающие выявлять эти риски и разрабаты­ вать планы борьбы с потенциаль­ ными разрушительными послед­ ствиями. В частности, Финляндия и Дания возглавляют целевую группу Арктического совета по улучшению связи в Арктике, к о ­ торая, как ожидается, разработает рекомендации в отношении цело­ го ряда конкретных проблем ,та- ких как определение географиче­ ских районов, которые выиграли бы от общих панарктических ком ­ муникационных решений, а также способы достаточного стимули­ рования инвестиций и государ­ ственно-частного партнёрства и определение перспектив будущих технологических решений. Возвращаясь к вопросу ар­ ктических научных станций, не ­ обходимо отметить, что в п е ­ риоды становления подобных инфраструктурных объектов во ­ просы архитектурных решений не относились к приоритетным. Так, метеоролог Митер Гиббс, приехав в 1980-м году на британ­ скую антарктическую станцию «Халли», увидел там лишь «не ­ сколько деревянных лачуг вну­ три гигантских металлических труб». Станция тогда находилась под слоем снега в 15 метров тол­ щиной. «Было похоже на жизнь внутри подводной лодки: нужно было лазать вверх-вниз по лест­ ницам, чтобы попасть внутрь или вылезти наружу», — вспоминает Гиббс (рисунок 4) [4]. Сегодня, напротив, привет­ ствуются оригинальные архи­ тектурные решения и вопросы обеспечения комфортности пре­ бывания на базе в условиях дли­ тельного пребывания. Так, постро ­ енная вновь база «Халли-6» стала первой в мире мобильной аркти­ ческой станцией. Она состоит из восьми соединенных между со ­ бой больших модулей, похожих на вагоны огромного разноцветного поезда. Модули можно изолиро­ вать друг от друга, чтобы помешать распространению возможных п о ­ жаров. Каждый из них стоит на ги­ дравлических опорах, к низу к о ­ торых прикреплены огромные салазки, восьми метров в длину. Это значит, что модули можно от­ соединять друг от друга, перевоз­ ить с помощью бульдозеров на н о ­ вое место и там собирать станцию обратно (рисунок 5) [1]. Важным аспектом для арктиче­ ских станций является энергоэф­ фективность. Большинство станций для энергоснабжения используют дизельные генераторы, работаю­ щие на особом дизеле. Ими обо ­ рудованы многочисленные стан­ ции как в Арктике: «Остров Голомянный», «Обсерватория име­ ни Эрнста Кренкеля», все рос­ сийские антарктические станции («Восток», «Прогресс», «Мирный» и др.). Дизельное топливо доро ­ гое, загрязняет окружающую сре­ ду, его сложно транспортировать и Рис. 4.Станция «Халли-3», построенная в 1973 году, была заброшена в 1983-м из-за проблем с доступом и вентиляцией 3 8 I АР К Т И К А —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 2 | 6 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz