Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №2.
Рис.1. Сравнение размеров совокупного запаса при завозе грузов в субарктические районы Арктики ШИ) ■ Г 'л А 'г н i i l U d l , іу ік т-іГП р Г-Ь ч Г-и н н 'Ссжжртівьій НІІЭС ПОЛНЫЙ (^LM HM fyilHIJLI ІЛ ІІІК 'I I I U i r i E 300 ское обеспечение Ар ктики и мно гих других районов Крайнего Се вера будет опираться на сезонные виды транспорта с присущими для таких схем последствиями. Сезонность наиболее суще ственный фактор, определяющий построение транспортных схем, совокупность затрат на транспорт, сезонное содержание складско го хозяйства, хранение товаров и ресурсов, размер привлекаемых коммерческих кредитов и затрат по их обслуживанию. Для районов субарктики, удалённых от м орско го побережья, максимальный с о вокупный запас на всех складах по пути следования достигает 860 суток в июле-августе. Переходя щий запас на конец года по сово купности всех пунктов сезонного хранения — 700-710 суток потре бления. Практически это означает, что в пути следования одновре менно находится более чем двух годовой запас необходимых това ров и ресурсов. Другой вариант доставки гру зов в эти районы может быть ре ализован с использованием ав тозимника. Если обеспечить продолжительность работы зим ника 180-200 суток, то со во куп ный запас будет формироваться с максимумом 190 суток в апреле. Переходящий запас на конец года по совокупности всех пунктов с е зонного хранения составит 80 -90 суток потребления. Высокая стоимость автомо бильной доставки делает такую схему коммерчески менее п р и влекательной, однако может и с пользоваться для доставки д о рогостоящих и скоропортящихся товаров и продуктов. По анало гичной методике можно о п р е делить и зону эффективности авиадоставки продовольствия и прочих грузов. Практически это схема круглогодового снабжения, что очень важно для доставки детского питания, медикаментов и товаров первой необходимости. Кроме того, такая организация делает возможными регулярные встречные перевозки рыбной и мясной продукции. Приведённые особенности организации транспортных схем северного завоза определяют с о отношение цены товара и транс портно -логистических наценок. Структуру наценок при достав ке материальных ресурсов можно продемонстрировать примером ОАО «Саханефтегазсбыт», ко т о рое является основным постав щиком нефтепродуктов в ар кти ческие районы Якутии. Средняя закупочная цена нефтепродук тов (2019 год) за пределами Яку тии — 30 тыс. руб. за 1 тонну. Л о гистические затраты, которые добавляются к исходной цене нефтепродуктов, составляют: транспорт — 14 тыс. руб., нацен ка снабжения —8,5 тыс. руб., п р о центы за кредит — 7,5 тыс. руб. за одну тонну. Т. е. в среднем в к о нечных пунктах доставки цена удваивается. При том, что не фтепродукты не требуют хране ния в отапливаемых хранилищах, процессы погрузки-вы грузки на транспорте автоматизированы, сама транспортировка обходится дешевле. В конечной цене нефте продуктов, завозимых в А р к т и ку, сумма логистических надбавок кратно превышают их исходную цену. Эти затраты объективно о б условлены реальными условиями организации транспортировки, сложностью построения л о ги стических схем доставки, необхо димостью создания на огромном пространстве А р кти ки и в райо- нах,удалённых от транспортных магистралей, разветвлённой сети складов для сезонного хранения завозимых товаров и продоволь ствия. При доставке продоволь ственных товаров и медика ментов конечная цена также многократно возрастает. При не высоком уровне заработной пла ты работников Крайнего Севе ра и А р кти ки и ни зких доходах их семей обеспечение населе ния качественным питанием по приемлемым ценам становится неразрешимой задачей. В этой части проблема повышения ка чества жизни населения А р кти ки по-прежнему остаётся более чем актуальной. В Республике Саха (Якутия) в целях решения проблемы о б е спечения ценовой до с т у п н о сти для населения ограниченной группы основных продуктов п и тания (социально значимых п р о довольственных товаров) в 90-е годы был разработан механизм государственной поддержки и |Государственная политика в Арктике | Кугаевский А. А. | 3 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz