Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №2.

численность штатных ППС состав­ ляет 1275 человек + 190 внешних совместителей. (То есть нагрузка на ППС возросла более, чем в 2 раза. О какой эффективной научной ра­ боте преподавателей можно гово­ рить в таких условиях?). Приведён­ ные цифры свидетельствуют о том, что несмотря на колоссальные уси­ лия руководства Якутии в 90-е годы ХХ века по поддержке академиче­ ской и вузовской науки в Якутии, за первые два десятилетия XXI века произошло уменьшение научно­ го потенциала республики почти в 1,9 раза. На примере Республики Саха (Якутия), которая является един­ ственным субъектом Российской Федерации, с относительно раз­ витым научным потенциалом, вхо­ дящим и в Арктическую, и в Даль­ невосточную зоны России [4], можно выделить следующие основ­ ные проблемы и препятствия раз­ витию научного потенциала А р ­ ктической зоны (АЗ) Российской Федерации: — Недостаточно высокая при­ влекательность ВУЗов АЗ и Даль­ невосточного федерального округа (ДВФО) РФ в сопоставлении с ана­ логичными учреждениями в Запад­ ном регионе. Наиболее светлые умы и конструктивно мыслящие учащие­ ся местных школ уезжают поступать в столичные ВУЗы и крайне редко после их окончания возвращаются на малую родину. — Во времена СССР существо­ вала практика приглашения специ­ алистов для работы в научных уч­ реждениях на крайнем Севере и на Дальнем Востоке (ДВ), им предо­ ставлялось жильё. Например, уже в Постановлении Совета Министров СССР от 1947 г. «Об организации Якутской научно-исследователь­ ской базы Академии наук СССР» был пункт о предоставлении жилья научным сотрудникам, приезжаю­ щим в Якутию из центральных реги­ онов СССР. — Снижение рейтинга и при­ влекательности научной деятель­ ности в целом по стране, а на Се­ веро-Востоке и Дальнем Востоке России —особенно. — Сильно устаревшая матери­ ально-техническая база научных уч­ реждений. — Главная же причина, препят­ ствующая развитию научного по­ тенциала АЗ и ДВ РФ состоит в том, что руководство страны так и не определилось для чего нужна наука такой великой, космической, ядер­ ной державе, какой, благодаря на­ уке, является Россия. Для того что­ бы участвовать в непонятной гонке за рейтингами публикаций в меж­ дународных базах научных журна­ лов, ещё и доплачивая за это из не самых высоких доходов учёных (для этого не надо развивать науку в АЗ и ДВ РФ, т. к. там она требует больших финансовых вливаний, не принося при таком подходе никаких резуль­ татов для научно-технологическо­ го развития страны)? Либо всё-та­ ки для решения самых актуальных задач технологического развития в первую очередь собственной стра­ ны? И тогда науку, направленную на решение технологических за­ дач развития Арктической зоны и Дальнего Востока России, в интере­ сах социально-экономического раз­ вития всей Российской Федерации, надо развивать, конечно, именно в этих регионах! То есть государство должно определиться, что требовать от нау­ ки, в целом, а в Арктике и на Дальнем Востоке особенно: бессмыслен­ ных для научно-технологического, социально-экономического разви­ тия России публикаций в высоко­ рейтинговых, преимущественно за­ рубежных, научных журналах или создания новых технологий, без ко­ торых ускоренное развитие эконо­ мики в этих регионах просто невоз­ можно? Пока государство с этим глав­ ным вопросом не определится, ни­ какого развития науки в Арктиче­ ских и Дальневосточных регионах России не просто не будет: это не будет иметь экономического смыс­ ла! При этом должны быть уточне­ ны приоритеты наукометрических индикаторов. Это касается на са­ мом деле не только технических и естественных наук, но и наук гума­ нитарных, и социальных. Напри­ мер, технологий цифровизации в деле сохранения, развития языков, культур и усиления межязыкового и межкультурного общения в инте­ ресах укрепления социальной ста­ бильности в полиэтнических попу­ ляциях. При этом следует не забывать гениальное высказывание лауреа­ та нобелевской премии Ж. И. Алфе­ рова «Нет науки фундаментальной. Есть наука прикладная, которая даёт результаты через 3-5 лет, и есть нау­ ка прикладная, которая даёт резуль­ таты через 40-50 лет, и её мы назы­ ваем фундаментальной» В отношении развития науч­ ной инфраструктуры в АЗ РФ, роли научно-образовательных центров (НОЦ) в создании и продвиже­ нии новых арктических технологий можно высказать следующие сооб­ ражения: — Роль НОЦ Мирового уров­ ня в развитии не просто научной инфраструктуры в АЗ и ДВ России должна быть огромна, поскольку по очень точному выражению мини­ стра науки и высшего образования РФ В. Н. Фалькова в марте 2021 г. во время его поездки в Иркутскую об­ ласть «НОЦ Мирового уровня это не столько про науку и образование, сколько про технологии и экономи­ ку». Новые технологии и материалы необходимые для социально-эко­ номического устойчивого развития должны создаваться и внедряться в первую очередь именно в этих ре­ гионах. Например, весьма сложно создавать технологии строитель­ ства на многолетнемёрзлых грунтах и новые морозостойкие материа­ лы, не выходя из столичных лабора­ 2 4 I АР К ТИ КА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021- № 2 | 6 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz