Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №2.
численность штатных ППС состав ляет 1275 человек + 190 внешних совместителей. (То есть нагрузка на ППС возросла более, чем в 2 раза. О какой эффективной научной ра боте преподавателей можно гово рить в таких условиях?). Приведён ные цифры свидетельствуют о том, что несмотря на колоссальные уси лия руководства Якутии в 90-е годы ХХ века по поддержке академиче ской и вузовской науки в Якутии, за первые два десятилетия XXI века произошло уменьшение научно го потенциала республики почти в 1,9 раза. На примере Республики Саха (Якутия), которая является един ственным субъектом Российской Федерации, с относительно раз витым научным потенциалом, вхо дящим и в Арктическую, и в Даль невосточную зоны России [4], можно выделить следующие основ ные проблемы и препятствия раз витию научного потенциала А р ктической зоны (АЗ) Российской Федерации: — Недостаточно высокая при влекательность ВУЗов АЗ и Даль невосточного федерального округа (ДВФО) РФ в сопоставлении с ана логичными учреждениями в Запад ном регионе. Наиболее светлые умы и конструктивно мыслящие учащие ся местных школ уезжают поступать в столичные ВУЗы и крайне редко после их окончания возвращаются на малую родину. — Во времена СССР существо вала практика приглашения специ алистов для работы в научных уч реждениях на крайнем Севере и на Дальнем Востоке (ДВ), им предо ставлялось жильё. Например, уже в Постановлении Совета Министров СССР от 1947 г. «Об организации Якутской научно-исследователь ской базы Академии наук СССР» был пункт о предоставлении жилья научным сотрудникам, приезжаю щим в Якутию из центральных реги онов СССР. — Снижение рейтинга и при влекательности научной деятель ности в целом по стране, а на Се веро-Востоке и Дальнем Востоке России —особенно. — Сильно устаревшая матери ально-техническая база научных уч реждений. — Главная же причина, препят ствующая развитию научного по тенциала АЗ и ДВ РФ состоит в том, что руководство страны так и не определилось для чего нужна наука такой великой, космической, ядер ной державе, какой, благодаря на уке, является Россия. Для того что бы участвовать в непонятной гонке за рейтингами публикаций в меж дународных базах научных журна лов, ещё и доплачивая за это из не самых высоких доходов учёных (для этого не надо развивать науку в АЗ и ДВ РФ, т. к. там она требует больших финансовых вливаний, не принося при таком подходе никаких резуль татов для научно-технологическо го развития страны)? Либо всё-та ки для решения самых актуальных задач технологического развития в первую очередь собственной стра ны? И тогда науку, направленную на решение технологических за дач развития Арктической зоны и Дальнего Востока России, в интере сах социально-экономического раз вития всей Российской Федерации, надо развивать, конечно, именно в этих регионах! То есть государство должно определиться, что требовать от нау ки, в целом, а в Арктике и на Дальнем Востоке особенно: бессмыслен ных для научно-технологического, социально-экономического разви тия России публикаций в высоко рейтинговых, преимущественно за рубежных, научных журналах или создания новых технологий, без ко торых ускоренное развитие эконо мики в этих регионах просто невоз можно? Пока государство с этим глав ным вопросом не определится, ни какого развития науки в Арктиче ских и Дальневосточных регионах России не просто не будет: это не будет иметь экономического смыс ла! При этом должны быть уточне ны приоритеты наукометрических индикаторов. Это касается на са мом деле не только технических и естественных наук, но и наук гума нитарных, и социальных. Напри мер, технологий цифровизации в деле сохранения, развития языков, культур и усиления межязыкового и межкультурного общения в инте ресах укрепления социальной ста бильности в полиэтнических попу ляциях. При этом следует не забывать гениальное высказывание лауреа та нобелевской премии Ж. И. Алфе рова «Нет науки фундаментальной. Есть наука прикладная, которая даёт результаты через 3-5 лет, и есть нау ка прикладная, которая даёт резуль таты через 40-50 лет, и её мы назы ваем фундаментальной» В отношении развития науч ной инфраструктуры в АЗ РФ, роли научно-образовательных центров (НОЦ) в создании и продвиже нии новых арктических технологий можно высказать следующие сооб ражения: — Роль НОЦ Мирового уров ня в развитии не просто научной инфраструктуры в АЗ и ДВ России должна быть огромна, поскольку по очень точному выражению мини стра науки и высшего образования РФ В. Н. Фалькова в марте 2021 г. во время его поездки в Иркутскую об ласть «НОЦ Мирового уровня это не столько про науку и образование, сколько про технологии и экономи ку». Новые технологии и материалы необходимые для социально-эко номического устойчивого развития должны создаваться и внедряться в первую очередь именно в этих ре гионах. Например, весьма сложно создавать технологии строитель ства на многолетнемёрзлых грунтах и новые морозостойкие материа лы, не выходя из столичных лабора 2 4 I АР К ТИ КА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021- № 2 | 6 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz