Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №2.

ных образовательных программ, академическая и студенческая мобильность между странами — представляют собой важное на­ правление сотрудничества Рос­ сии и Финляндии в Арктике. Основными шагами по у к р е ­ плению российско-финского с о ­ трудничества и продвижения с о ­ вместных арктических интересов стран могут стать: • Нормативно-правовая и фи­ нансовая поддержка развития двусторонних и мно госторон ­ них программ сотрудничества российских и финских высших учебных заведений (включая программу «Трансграничный у н и ­ верситет» и др.); • Нормативно-правовая и фи­ нансовая поддержка программ мобильности студентов, научных сотрудников и преподавателей вузов (включ ая программу FI RST и др.); • Информационная и адми­ нистративная поддержка науч­ но-исследовательских сетей учё ­ ных, исследовательских центров из России и Финляндии (включая проект Smart North, сеть UA rctic и др.); • Информационная и иная поддержка совместных э кс п е ­ диций и международных м но ­ госторонних научных проектов, обеспечение стабильности в фи­ нансировании грантовых п р о ­ грамм и научных проектов; • Административная, финан­ совая и информационная под ­ держка разработки совместных онлайн курсов и образователь­ ных программ (включая и н иц и ­ ативу «Умные сообщества в А р ­ ктическом регионе» и др.) на базе российских и финских высших учебных заведений, ведущих ар­ ктические исследования. Роль науки в обеспечении безопасности и развитии российской Арктики Таяние льдов подрывает пра­ вовую основу для сохранения эксклюзивно го контроля России в Ар кти ке и рискует превратить арктический бассейн в обычный район мирового океана, создавая перспективу постоянного п р и ­ сутствия там военных судов как США , так и неарктических стран. Тем более, в ряде выпущенных в последние годы внешнеполити­ ческих доктринальных до кум ен ­ тах СШ А прямо говорится, что с сокращением ледового покрова Ар ктика из буфера между Росси­ ей и СШ А превращается в « к о р и ­ дор стратегического соперниче ­ ства», и задачей СШ А является препятствовать использованию этого коридора Россией и Китаем против американских интересов, в том числе через наращивание в регионе военного присутствия США . «Свобода навигации» в А р ­ ктике обозначается как один из национальных интересов США , а стремление России кон троли ­ ровать судоходство по Северно­ му морскому пути — риском на­ циональной безопасности США и нарушением международного права. При этом у России на сегод­ няшний день нет нормативно-пра­ вовых оснований, необходимых для защиты и аргументации пре­ тензий на эксклюзивный ко н ­ троль в Арктике. Без выработ­ ки новых внешнеполитических и правоприменительных стратеги­ ческих решений дискуссия о но ­ вом статусе Арктики в контексте конфронтаций «США — Китай» и «США —Россия» может стать угро ­ зой национальной безопасности России. Решение вопроса возмож­ но только через выработку нового международного режима управле­ ния Арктикой, инициатором к о ­ торого может и должна выступать Россия в рамках предстоящего председательства в Арктическом совете в 2021-2023 гг. Суть нового регионально­ го режима должна состоять в соз­ дании нормативно-правовой над­ стройки к 234 статье Конвенции ООН по морскому праву, апелли­ рующей к хрупкости арктических экосистем безотносительно нали­ чия ледового покрова в акватори­ ях Северного Ледовитого океана. Продвижение режима «234+» бу­ дет предполагать повышенную от­ ветственность арктических стран, т. н. «ответственность без вины» (а де факто сохранение эксклюзив­ ного контроля над арктическими акваториями в их исключительных экономических зонах) в обмен на защиту и сохранение морских э ко ­ систем, которые подвергаются ра­ стущим угрозам в силу ускоряю­ щихся климатических изменений и роста хозяйственной активности в арктических морях. Необходимое и первосте­ пенное условие для продвижения нового международного регио­ нального режима в Арктике — пе ­ редовые исследования региона, таяния арктических льдов и со ­ стояния морских экосистем А р ­ ктики российскими учёными на преимущественно российском оборудовании — безусловно, с привлечением иностранных кол­ лег из арктических и неарктиче­ ских стран для легитимизации ре­ зультатов таких проектов. Данный фактор является цен­ тральным для обоснования пред­ лагаемой трактовки 234 статьи и прямо в ней закреплённым: «В та­ ких законах и правилах должным образом принимаются во внима­ ние судоходство и защита и сохра­ нение морской среды на основе имеющихся наиболее достовер­ ных научных данных». Д о послед­ него времени российская аргу­ ментация строилась на вторичных | Государственная политика в Арктике |Лихачева А . Б., Степанов И. А ., Пятачкова А . С., Смирнова В. А ., Соколова А . К. | 1 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz