Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №2.
ных образовательных программ, академическая и студенческая мобильность между странами — представляют собой важное на правление сотрудничества Рос сии и Финляндии в Арктике. Основными шагами по у к р е плению российско-финского с о трудничества и продвижения с о вместных арктических интересов стран могут стать: • Нормативно-правовая и фи нансовая поддержка развития двусторонних и мно госторон них программ сотрудничества российских и финских высших учебных заведений (включая программу «Трансграничный у н и верситет» и др.); • Нормативно-правовая и фи нансовая поддержка программ мобильности студентов, научных сотрудников и преподавателей вузов (включ ая программу FI RST и др.); • Информационная и адми нистративная поддержка науч но-исследовательских сетей учё ных, исследовательских центров из России и Финляндии (включая проект Smart North, сеть UA rctic и др.); • Информационная и иная поддержка совместных э кс п е диций и международных м но госторонних научных проектов, обеспечение стабильности в фи нансировании грантовых п р о грамм и научных проектов; • Административная, финан совая и информационная под держка разработки совместных онлайн курсов и образователь ных программ (включая и н иц и ативу «Умные сообщества в А р ктическом регионе» и др.) на базе российских и финских высших учебных заведений, ведущих ар ктические исследования. Роль науки в обеспечении безопасности и развитии российской Арктики Таяние льдов подрывает пра вовую основу для сохранения эксклюзивно го контроля России в Ар кти ке и рискует превратить арктический бассейн в обычный район мирового океана, создавая перспективу постоянного п р и сутствия там военных судов как США , так и неарктических стран. Тем более, в ряде выпущенных в последние годы внешнеполити ческих доктринальных до кум ен тах СШ А прямо говорится, что с сокращением ледового покрова Ар ктика из буфера между Росси ей и СШ А превращается в « к о р и дор стратегического соперниче ства», и задачей СШ А является препятствовать использованию этого коридора Россией и Китаем против американских интересов, в том числе через наращивание в регионе военного присутствия США . «Свобода навигации» в А р ктике обозначается как один из национальных интересов США , а стремление России кон троли ровать судоходство по Северно му морскому пути — риском на циональной безопасности США и нарушением международного права. При этом у России на сегод няшний день нет нормативно-пра вовых оснований, необходимых для защиты и аргументации пре тензий на эксклюзивный ко н троль в Арктике. Без выработ ки новых внешнеполитических и правоприменительных стратеги ческих решений дискуссия о но вом статусе Арктики в контексте конфронтаций «США — Китай» и «США —Россия» может стать угро зой национальной безопасности России. Решение вопроса возмож но только через выработку нового международного режима управле ния Арктикой, инициатором к о торого может и должна выступать Россия в рамках предстоящего председательства в Арктическом совете в 2021-2023 гг. Суть нового регионально го режима должна состоять в соз дании нормативно-правовой над стройки к 234 статье Конвенции ООН по морскому праву, апелли рующей к хрупкости арктических экосистем безотносительно нали чия ледового покрова в акватори ях Северного Ледовитого океана. Продвижение режима «234+» бу дет предполагать повышенную от ветственность арктических стран, т. н. «ответственность без вины» (а де факто сохранение эксклюзив ного контроля над арктическими акваториями в их исключительных экономических зонах) в обмен на защиту и сохранение морских э ко систем, которые подвергаются ра стущим угрозам в силу ускоряю щихся климатических изменений и роста хозяйственной активности в арктических морях. Необходимое и первосте пенное условие для продвижения нового международного регио нального режима в Арктике — пе редовые исследования региона, таяния арктических льдов и со стояния морских экосистем А р ктики российскими учёными на преимущественно российском оборудовании — безусловно, с привлечением иностранных кол лег из арктических и неарктиче ских стран для легитимизации ре зультатов таких проектов. Данный фактор является цен тральным для обоснования пред лагаемой трактовки 234 статьи и прямо в ней закреплённым: «В та ких законах и правилах должным образом принимаются во внима ние судоходство и защита и сохра нение морской среды на основе имеющихся наиболее достовер ных научных данных». Д о послед него времени российская аргу ментация строилась на вторичных | Государственная политика в Арктике |Лихачева А . Б., Степанов И. А ., Пятачкова А . С., Смирнова В. А ., Соколова А . К. | 1 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz