Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №2.
o f the in terna tiona l c ommun ity into cooperation. This task also demands a significant increase in fund ing for the A r c t ic science, a revision o f the existing ins titu tiona l links between science, gove rnmen t and business. Besides, there is a need for the transition from an extensively exp lo ita tive to a raw materials innovative mode l o f the deve lopmen t o f the region, based on the principles o f env ironmen ta lly friend ly h igh-tech deve lopmen t o f the A r c t ic toge the r w ith o the r regions o f Russia, primarily Siberia and the Far East. Ключевые слова: Арктика, Арктическая Key wo rds : A rc tic , A r c t ic zone o f the зона Российской Федерации, научные Russian Federation, sc ien tific projects, проекты, образование. educa tion . Приоритеты российской политики в Арктике Будущее России сложно пред ставить без многосторонне го развития арктического регио на. Арктика имеет колоссальную ресурсную и пространственную значимость. Для России А р к т и ка — часть национальной «кладо вой», территория стратегической важности, которая из-за клима тических изменений становится всё более доступной как для ар ктических стран, так и стран, нахо дящихся за тысячи километров от Севера. Из-за особенностей северных экосистем повышение приземной температуры в Ар ктике в послед ние несколько десятилетий п ро исходило вдвое быстрее, чем в среднем по миру. Сегодня А р к т и ка стала главной мировой лабо раторией для изучения эффектов изменения климата на планете. В XXI веке в арктическом регионе едва ли не каждый год фиксиру ются температурные рекорды [1,2]. Потепление ведёт к протаиванию вечной мерзлоты и сокращению ледовой поверхности океана. Процессы климатических и з менений в Ар ктике будут и даль ше развиваться в ускоренном тем пе [3]. С одной стороны, они ведут к большей доступности арктиче ских территорий с точки зрения освоения ресурсов и развития транспорта. С другой стороны — к стремительному росту климатиче ских рисков, проявления которых не ограничиваются арктическим регионом [4,5,6], и к ускоренному распространению на А р кти ку с о перничества ведущих держав. Сегодня климатическая угроза из нетрадиционного вызова без опасности для арктических стран перерастает во вполне традици онный. В условиях усиления с о перничества США с Китаем и Россией, а также более наступа тельной внешней политики Пе кина, климатические изменения становятся предпосылкой для рас пространения общего соперниче ства США -Китай и США-Россия на Арктику, повышения градуса военно-политической напряжён ности в регионе, что крайне невы годно для России ввиду её геогра фического положения. Из-за климатических изме нений происходит снижение определённости правого стату са Арктики , закрепляющего ис ключительные права арктических стран в регионе. Нормативно-пра вовую основу регулирования су доходства в Арктике составля ет Конвенция ООН по морскому праву от 1982 г. Статья 234 Кон венции — «О покрытых льдом районах» — даёт право прибреж ным государствам осуществлять недискриминационный контроль за судоходством в пределах ис ключительной экономической зоны в целях защиты окружаю щей среды, чем пользуются стра ны-участницы, включая Россию. На сегодняшний день указанная статья Конвенции —единственный легальный инструмент, обеспе чивающий право России на э кс клюзивный контроль (де-факто — разрешительный режим) над су доходством в граничащей с ней арктической акватории. По мере изменения климата и сокращения площади льдов в Северном Л е д о витом океане этот инструмент бы стро теряет свою силу. Скорость климатических и з менений демонстрирует, что д ей ствительно свободной ото льда Арктика может стать не раньше, чем через несколько десятилетий. Но в современных условиях важен не столько факт сокращения ледо вого покрова вообще, сколько его исчезновение в конкретные ме сяцы или в отдельных частях Се верного Ледовитого океана. Ком плексное понимание динамики климатических изменений ста новится основанием для интер претации норм международного морского права, а в перспективе и конкретных действий в Арктике. Собственные научные данные об Ар ктике — в том числе о дина мике и распределении ледового покрова, подверженности аркти ческих экосистем антропогенно му воздействию и др. — основной инструмент в дискуссиях на меж дународных научных симпозиумах о юридических основаниях регу лирования арктическими страна ми международного судоходства. Этот инструмент в настоящий мо мент почти не используется Рос сией. В основе принятия госу дарственных решений в России преимущественно лежат вторич 1 2 | АР К ТИ КА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021- № 2 | 6 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz