Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №2.

o f the in terna tiona l c ommun ity into cooperation. This task also demands a significant increase in fund ing for the A r c t ic science, a revision o f the existing ins titu tiona l links between science, gove rnmen t and business. Besides, there is a need for the transition from an extensively exp lo ita tive to a raw materials innovative mode l o f the deve lopmen t o f the region, based on the principles o f env ironmen ta lly friend ly h igh-tech deve lopmen t o f the A r c t ic toge the r w ith o the r regions o f Russia, primarily Siberia and the Far East. Ключевые слова: Арктика, Арктическая Key wo rds : A rc tic , A r c t ic zone o f the зона Российской Федерации, научные Russian Federation, sc ien tific projects, проекты, образование. educa tion . Приоритеты российской политики в Арктике Будущее России сложно пред­ ставить без многосторонне­ го развития арктического регио­ на. Арктика имеет колоссальную ресурсную и пространственную значимость. Для России А р к т и ­ ка — часть национальной «кладо­ вой», территория стратегической важности, которая из-за клима­ тических изменений становится всё более доступной как для ар­ ктических стран, так и стран, нахо­ дящихся за тысячи километров от Севера. Из-за особенностей северных экосистем повышение приземной температуры в Ар ктике в послед­ ние несколько десятилетий п ро ­ исходило вдвое быстрее, чем в среднем по миру. Сегодня А р к т и ­ ка стала главной мировой лабо­ раторией для изучения эффектов изменения климата на планете. В XXI веке в арктическом регионе едва ли не каждый год фиксиру­ ются температурные рекорды [1,2]. Потепление ведёт к протаиванию вечной мерзлоты и сокращению ледовой поверхности океана. Процессы климатических и з­ менений в Ар ктике будут и даль­ ше развиваться в ускоренном тем­ пе [3]. С одной стороны, они ведут к большей доступности арктиче­ ских территорий с точки зрения освоения ресурсов и развития транспорта. С другой стороны — к стремительному росту климатиче­ ских рисков, проявления которых не ограничиваются арктическим регионом [4,5,6], и к ускоренному распространению на А р кти ку с о ­ перничества ведущих держав. Сегодня климатическая угроза из нетрадиционного вызова без­ опасности для арктических стран перерастает во вполне традици­ онный. В условиях усиления с о ­ перничества США с Китаем и Россией, а также более наступа­ тельной внешней политики Пе ­ кина, климатические изменения становятся предпосылкой для рас­ пространения общего соперниче­ ства США -Китай и США-Россия на Арктику, повышения градуса военно-политической напряжён­ ности в регионе, что крайне невы­ годно для России ввиду её геогра­ фического положения. Из-за климатических изме­ нений происходит снижение определённости правого стату­ са Арктики , закрепляющего ис­ ключительные права арктических стран в регионе. Нормативно-пра­ вовую основу регулирования су­ доходства в Арктике составля­ ет Конвенция ООН по морскому праву от 1982 г. Статья 234 Кон­ венции — «О покрытых льдом районах» — даёт право прибреж ­ ным государствам осуществлять недискриминационный контроль за судоходством в пределах ис­ ключительной экономической зоны в целях защиты окружаю ­ щей среды, чем пользуются стра­ ны-участницы, включая Россию. На сегодняшний день указанная статья Конвенции —единственный легальный инструмент, обеспе­ чивающий право России на э кс ­ клюзивный контроль (де-факто — разрешительный режим) над су­ доходством в граничащей с ней арктической акватории. По мере изменения климата и сокращения площади льдов в Северном Л е д о ­ витом океане этот инструмент бы­ стро теряет свою силу. Скорость климатических и з­ менений демонстрирует, что д ей ­ ствительно свободной ото льда Арктика может стать не раньше, чем через несколько десятилетий. Но в современных условиях важен не столько факт сокращения ледо­ вого покрова вообще, сколько его исчезновение в конкретные ме­ сяцы или в отдельных частях Се­ верного Ледовитого океана. Ком­ плексное понимание динамики климатических изменений ста­ новится основанием для интер­ претации норм международного морского права, а в перспективе и конкретных действий в Арктике. Собственные научные данные об Ар ктике — в том числе о дина­ мике и распределении ледового покрова, подверженности аркти­ ческих экосистем антропогенно­ му воздействию и др. — основной инструмент в дискуссиях на меж­ дународных научных симпозиумах о юридических основаниях регу­ лирования арктическими страна­ ми международного судоходства. Этот инструмент в настоящий мо­ мент почти не используется Рос­ сией. В основе принятия госу­ дарственных решений в России преимущественно лежат вторич­ 1 2 | АР К ТИ КА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021- № 2 | 6 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz