Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №2.
Аннотация. В статье рассматривается роль науки в развитии международного сотрудничества в Арктике , а также в выстраивании российс кой внешней и внутренней политики в регионе. Сегодня Арк тика стала главной мировой лабораторией для изучения процессов климатических изменений. Комплексное понимание динамики климатических изменений становится не только инструментом управления климатическими рисками, но и все большим основанием для интерпретации норм международного морского права (в частности толкования 234 -й статьи Конвенции ООН по морскому праву), а в перспективе и конкретных действий заинтересованных сторон в Арктике. В работе проанализировано несколько кейсов научного сотрудничества в Арктике. Наибольшее внимание уделяется двум странам - КНР и Финляндии. Их выбор для изучения обусловлен тем, что КНР - очень значимый внешнеполитический партнер для РФ и одновременно - новый актор в Арк тическом регионе, который использует научную дипломатию в качестве важного инструмента расширения своего влияния. Финляндия, напротив, является традиционным партнером России в Ар к ти ке и, кроме того, разделяет общие для арктических стран интересы. В исследовании делается вывод о необходимости кардинального пересмотра роли и способа позиционирования научных исследований в российс кой государственной политике. В связи со стоящими перед Ар к ти к ой проблемами безопасности и развития, России целесообразно переориентироваться из присоединяющегося и догоняющего игрока в лидера, вовлекающего других участников международного сообщества в научные дискуссии. Выполнение этой задачи предполагает существенное наращивание финансирования арктической науки, пересмотр существующих институциональных связей между наукой, властью и бизнесом. Необходимо перейти от э кс тен сивно эксплуатационной к инновационной сырьевой модели развития региона, пос троенной на принципах экологичного высокотехнологичного развития Арктики . При этом важно параллельно осуществлять эти изменения и в других регионах России, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке. Annotation. The article considers the role o f science in in terna tiona l coope ra tion in the A r c t ic and the se tting o f Russia's foreign and domes tic po licy in the region. To date, the A r c t ic has become the world 's main laboratory for studying the processes o f climate change. A comprehensive understand ing o f the dynamics o f climate change is becom ing no t on ly a t o o l for managing climate risks, bu t also increasingly the basis for the in terpre ta tion o f the norms o f in terna tiona l maritime law (in particular, the in terpre ta tion o f A r t ic le 234 o f the UN Conven tion on the Law o f the Sea), and po ten tia lly the specific actions o f stakeholders in the Arctic. The paper examines several cases o f scientific coope ra tion in the A r c t ic focusing ma in ly on China and Finland. China is a significant Russian foreign partner and simu ltaneously a new actor in the A r c t ic region wh ich uses scientific d ip lomacy as an impo rtan t to o l to expand its influence in the region. Finland, in contrast, is a trad itiona l partner o f Russia in the region, sharing common interests for the A r c t ic countries. The paper concludes that there is a need for a radical revision o f the role o f scientific research and its pos ition ing in the state po licy on the deve lopmen t o f the Arctic. The task o f ensuring the cond itions for security and deve lopmen t in the A r c t ic requires a sh ift o f Russian science from jo in in g and ca tch ing up actor to the leading coun try that wou ld involve o the r members | Государственная политика в Арктике |Лихачева А . Б., Степанов И. А ., Пятачкова А . С., Смирнова В. А ., Соколова А . К. | 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz