Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №2.
говековые усилия русских пер вопроходцев, моряков и учёных, иностранные державы постоян но пытаются отторгнуть Северный морской путь от России и придать ему интернациональный харак тер. При этом полярные владения России предлагается ограничить 12-мильной зоной. Поэтому нам необходимо не только продолжать обустройство этой важнейшей морской магистрали, но и хорошо знать роль русских людей в её от- крытиии освоении. Первые публикации, посвя щённые изучению внешнеполити ческих, военных и экономических факторов развития Арктики стали появляться в отечественной исто риографии ещё в конце X IX века. Большая их часть была связана с потенциалом морских пространств российской Арктики, и в частности с перспективами коммерческого использования Северного морско го пути. Самой заметной стала мо нография замечательного русско го исследователя В. Н. Семенковича [6], изданная в 1894 г, в которой на основании богатого историческо го материала даётся компетентная оценка наиболее актуальных про блем развития системы морских перевозок на Севере России. При мечательно, что особенно критич но В. Н. Семенкович отзывался о факторе иностранного участия в освоении ресурсов российской Арктики, чем навек предвосхитил проблему «интернационализации» региона, которая в современной России воспринимается в качестве одной из главных угроз региональ ной безопасности. Глубокий ана лиз экономического потенциала Северного морского пути в каче стве будущего маршрута междуна родной торговли дан в работах из вестного полярного гидрографа JI. JI. Брейтфуса [7], русских географов Д. Руднева и Н. Кулика [8], инжене ра А. Вихмана [9]. Эти исследования поражают глубиной и дальновид ностью представленных оценок, многие из которых являются вос требованными до сих пор. В науке международного права уделяется внимание анализу пра вового режима Арктики, правового режима судоходства в арктических водах, защите арктической окру жающей среды. При этом с разных позиций раскрывается юридиче ское содержание терминов «Ар ктика» и «арктический сектор», не одинаково оцениваются соответ ствующие правовые концепции, их отражение в международно-пра вовых актах. Значительный и юри дически многообразный вклад в исследование правового режи ма Арктики внесли отечественные учёные [10]. Тем не менее, до сих пор не проводилось специального исследования проблем междуна родно-правового обоснования ре гулирования Россией судоходства по Северному морскому пути, тем более в контексте современно го правового режима Арктики. Об актуальности таких проблем сви детельствует и обострение пра вопритязаний государств в райо нах высокоширотной Арктики (за пределами 200 миль от исходных линий арктических государств), обусловленное, в свою очередь, открывающимися по мере разви тия технологий возможностями освоения углеводородов арктиче ского шельфа. Национальные законодатель ства России и Канады как двух го сударств с наиболее протяженным арктическим побережьем, и пре жде всего, Закон Канады о Севе ро-Западных территориях (в ред. 1925 г.) и Постановление Прези диума ЦИ К СССР 1926 г., считав шиеся в течение десятилетий со ответствующими международному праву, квалифицируются теперь, в частности, США , как «территори альные притязания» [11]. Проамериканский подход, на целенный на ревизию статуса А р ктики, на интернационализацию её высокоширотной части, был, как показывают документы, в период Президента Б. Н. Ельцина поддер жан по ряду позиций некоторыми бывшими руководителями Ми ни стерства иностранных дел России. В 2005 г. чётко проявлен иной подход: заместитель председате ля Государственной Думы России А. Н. Чилингаров и Председатель научно-экспертного совета М о р ской коллегии при Правительстве РФ академик РАН А. Г. Гранберг подчёркивают значимость Север ного морского пути как законода тельно регулируемой только Рос сией транспортной коммуникации, хотя и открытой — при соблюде нии российского законодательства — для судов не только под флагом России, но и других стран: для гру зопотоков в Западную Европу и в обратном направлении. В мае 2007 г. на совместном заседании Президиума Государ ственного совета и Морской кол легии при Правительстве России в Мурманске отмечены, во-пер вых, необходимость рассмотрения предложений «по модернизации арктической транспортной систе мы», в том числе «арктических п ор тов, транспортного и ледокольного флота», при этом специально было отмечено значение «обеспечения плавания в районе Северного мор ского пути» [12]. Выводы: 1. Интересам России не отве чает интернационализация вы сокоширотных районов Арктики (находящихся за 200-мильным рас стоянием от исходных линий вдоль побережья России в Северном Л е довитом океане), и, соответствен но, позиция, согласно которой Конвенция ООН по морскому пра ву 1982 г. является единственным и главным источником права, приме нимым к Арктике. 2. Исторически правовой ре жим Арктики сформировался не на основе международных до го воров, а на основе национального законодательства арктических го сударств, прежде всего России и | Спецпроекты | ЕсинаЕ. А . | 1 0 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz