Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №2.

говековые усилия русских пер­ вопроходцев, моряков и учёных, иностранные державы постоян­ но пытаются отторгнуть Северный морской путь от России и придать ему интернациональный харак­ тер. При этом полярные владения России предлагается ограничить 12-мильной зоной. Поэтому нам необходимо не только продолжать обустройство этой важнейшей морской магистрали, но и хорошо знать роль русских людей в её от- крытиии освоении. Первые публикации, посвя­ щённые изучению внешнеполити­ ческих, военных и экономических факторов развития Арктики стали появляться в отечественной исто­ риографии ещё в конце X IX века. Большая их часть была связана с потенциалом морских пространств российской Арктики, и в частности с перспективами коммерческого использования Северного морско­ го пути. Самой заметной стала мо­ нография замечательного русско­ го исследователя В. Н. Семенковича [6], изданная в 1894 г, в которой на основании богатого историческо­ го материала даётся компетентная оценка наиболее актуальных про ­ блем развития системы морских перевозок на Севере России. При­ мечательно, что особенно критич­ но В. Н. Семенкович отзывался о факторе иностранного участия в освоении ресурсов российской Арктики, чем навек предвосхитил проблему «интернационализации» региона, которая в современной России воспринимается в качестве одной из главных угроз региональ­ ной безопасности. Глубокий ана­ лиз экономического потенциала Северного морского пути в каче­ стве будущего маршрута междуна­ родной торговли дан в работах из­ вестного полярного гидрографа JI. JI. Брейтфуса [7], русских географов Д. Руднева и Н. Кулика [8], инжене­ ра А. Вихмана [9]. Эти исследования поражают глубиной и дальновид­ ностью представленных оценок, многие из которых являются вос­ требованными до сих пор. В науке международного права уделяется внимание анализу пра­ вового режима Арктики, правового режима судоходства в арктических водах, защите арктической окру­ жающей среды. При этом с разных позиций раскрывается юридиче­ ское содержание терминов «Ар ­ ктика» и «арктический сектор», не одинаково оцениваются соответ­ ствующие правовые концепции, их отражение в международно-пра­ вовых актах. Значительный и юри ­ дически многообразный вклад в исследование правового режи­ ма Арктики внесли отечественные учёные [10]. Тем не менее, до сих пор не проводилось специального исследования проблем междуна­ родно-правового обоснования ре­ гулирования Россией судоходства по Северному морскому пути, тем более в контексте современно­ го правового режима Арктики. Об актуальности таких проблем сви­ детельствует и обострение пра­ вопритязаний государств в райо­ нах высокоширотной Арктики (за пределами 200 миль от исходных линий арктических государств), обусловленное, в свою очередь, открывающимися по мере разви­ тия технологий возможностями освоения углеводородов арктиче­ ского шельфа. Национальные законодатель­ ства России и Канады как двух го ­ сударств с наиболее протяженным арктическим побережьем, и пре­ жде всего, Закон Канады о Севе­ ро-Западных территориях (в ред. 1925 г.) и Постановление Прези­ диума ЦИ К СССР 1926 г., считав­ шиеся в течение десятилетий со ­ ответствующими международному праву, квалифицируются теперь, в частности, США , как «территори­ альные притязания» [11]. Проамериканский подход, на­ целенный на ревизию статуса А р ­ ктики, на интернационализацию её высокоширотной части, был, как показывают документы, в период Президента Б. Н. Ельцина поддер­ жан по ряду позиций некоторыми бывшими руководителями Ми ни ­ стерства иностранных дел России. В 2005 г. чётко проявлен иной подход: заместитель председате­ ля Государственной Думы России А. Н. Чилингаров и Председатель научно-экспертного совета М о р ­ ской коллегии при Правительстве РФ академик РАН А. Г. Гранберг подчёркивают значимость Север­ ного морского пути как законода­ тельно регулируемой только Рос­ сией транспортной коммуникации, хотя и открытой — при соблюде­ нии российского законодательства — для судов не только под флагом России, но и других стран: для гру­ зопотоков в Западную Европу и в обратном направлении. В мае 2007 г. на совместном заседании Президиума Государ­ ственного совета и Морской кол­ легии при Правительстве России в Мурманске отмечены, во-пер­ вых, необходимость рассмотрения предложений «по модернизации арктической транспортной систе­ мы», в том числе «арктических п ор ­ тов, транспортного и ледокольного флота», при этом специально было отмечено значение «обеспечения плавания в районе Северного мор­ ского пути» [12]. Выводы: 1. Интересам России не отве­ чает интернационализация вы­ сокоширотных районов Арктики (находящихся за 200-мильным рас­ стоянием от исходных линий вдоль побережья России в Северном Л е ­ довитом океане), и, соответствен­ но, позиция, согласно которой Конвенция ООН по морскому пра­ ву 1982 г. является единственным и главным источником права, приме­ нимым к Арктике. 2. Исторически правовой ре­ жим Арктики сформировался не на основе международных до го­ воров, а на основе национального законодательства арктических го ­ сударств, прежде всего России и | Спецпроекты | ЕсинаЕ. А . | 1 0 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz