Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №2.

или иной период времени проле­ гают за пределами исключитель­ ной экономической зоны России в Арктике. Существуют потенциаль­ ные возможности использо­ вания Севморпути и для меж­ дународных перевозок между странами Европы, Азии и А м е ­ рики. Например, при использо­ вании Севморпути (вместо Суэц­ кого и Панамского каналов) путь из порта Роттердам сокращается: до порта Иокогама - на 3860 мор ­ ских мили (на 34%); до Шанхая - на 2449 мили (на 23%); до Ванку­ вера - на 1932 мили (на 22%) [1]. Хотя большинство иностранных экспертов скептически, в луч­ шем случае нейтрально оценива­ ет способность СМП ко н ку р и р о ­ вать с Суэцким каналом в плане экономической эффективности перевозок [2]. Советское законодатель­ ство было единственным пред­ метно разработанным источни­ ком правового регулирования судоходства по Севморпути. Су­ щественными являются также обстоятельства исторического характера, связанные с вкладом российского и советского го ­ сударства в исследование п р о ­ странств Ар кти ки , материковых, островных,подлёдных и надлёд­ ных земель, в освоение Севмор- пути, его нави гационно-гидро­ графическое и иное оснащение как транспортной магистрали. Из истории освоения... Трудно сказать, когда нача­ лось освоение русскими Севе­ ра. Если верить Карамзину, наши предки ходили на Север уже то г­ да, когда только появилось само понятие русские. Походы на Се­ вер совпадали по времени с похо ­ дами на Хазарское царство. Боль­ ше известно о плаваниях поморов вдоль северного побережья Евро­ пы в 11-13 веках. К морю Студёно­ му люди новгородские пришли в X-XI веках. В 1032 году состоялось плавание двинского посадника Улеба до Железных (Карских) Во­ рот Новой Земли. В это время был открыт путь на Грумант, острова Колгуев, Вайгач и Новую Землю. На своих кочах поморы первыми открыли многие арктические зем­ ли и ходили по трассе Северного морского пути. Походы эти п ри ­ носили русским купцам немалую прибыль. Предположение о возможно­ сти практического использования Северо-Восточного прохода (так до начала XX века называли Север­ ный морской путь) и превращения северных территорий в Северный морской путь впервые было вы­ сказано русским дипломатом Д м и ­ трием Герасимовым в 1525 году. Теоретическим обоснованием це­ лесообразности освоения это­ го транспортного пути занимался М. В. Ломоносов. Много внимания этой теме уделял Д. И. Менделе­ ев, посвятивший освоению Край­ него Севера 36 работ. В этой об ­ ласти он сотрудничал с адмиралом С. О. Макаровым. К тому времени освоение Севморпути велось си ­ бирскими казаками — они осваи­ вали арктическое побережье и ар­ ктическое мореплавание. Однако этот процесс шёл не на государ­ ственном уровне, а исключительно за счёт народной и предпринима­ тельской инициативы. 17 апреля 1732 года импера­ трица Анна Иоанновна подписа­ ла указ с поручением В. Берингу отправляться на Камчатку, «идтить для проведывания новых земель, лежащих между Америкой и Кам­ чаткой» и для сплошного иссле­ дования северного побережья Си­ бири. По важности выполненных задач этот поход не имел себе рав­ ных в мировой истории. Расцвет для Северного мор­ ского пути настал тогда, когда за его освоение взялось государство. Российская Империя направила на Севморпуть немалые усилия. 1877 год — начались регуляр­ ные Карские экспедиции русских моряков и учёных. 1878-1879 годы —первая сквоз­ ная экспедиция Норденшельда из Атлантического океана в Тихий с зимовкой у Чукотского побережья. 1899 год — поход в Арктику на «Ермаке» совершил видный рос­ сийский адмирал С. Макаров. 1900-1902 годы — полярная экспедиция на шхуне «Заря» под руководством Э. Толля [3]. 1912 год — по Северному мор­ скому пути прошли экспедиции Г. Брусилова на шхуне «Святая Анна» [4] и В. Русанова на шхуне «Святой Фока». Уже в ходе мировой войны русская гидрографическая экспе­ диция Б. Вилькицкого осуществи­ ла первое сквозное плавание из Владивостока в Архангельск на ле­ докольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач». Этими славными имена­ ми вымощен весь Северный мор­ ской путь [5]. 1932 год — экспедиция О. Ю. Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». Впервые весь Северный морской путь был пройден за одну навигацию. 1932 год — СНК СССР издал Постановление от 17 декабря 1932 года об образовании Главсевмор- пути. Именно в эти годы Севмор- путь и начал функционировать как слаженная транспортная артерия. Становление и развитие международно­ правового регулирования Парадоксальность междуна­ родно-правовой ситуации в этой области заключается в том, что, не­ смотря на колоссальные и мно­ 1 0 6 | А Р К Т И К А —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021 -№ 2 | 6 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz