Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №2.
или иной период времени проле гают за пределами исключитель ной экономической зоны России в Арктике. Существуют потенциаль ные возможности использо вания Севморпути и для меж дународных перевозок между странами Европы, Азии и А м е рики. Например, при использо вании Севморпути (вместо Суэц кого и Панамского каналов) путь из порта Роттердам сокращается: до порта Иокогама - на 3860 мор ских мили (на 34%); до Шанхая - на 2449 мили (на 23%); до Ванку вера - на 1932 мили (на 22%) [1]. Хотя большинство иностранных экспертов скептически, в луч шем случае нейтрально оценива ет способность СМП ко н ку р и р о вать с Суэцким каналом в плане экономической эффективности перевозок [2]. Советское законодатель ство было единственным пред метно разработанным источни ком правового регулирования судоходства по Севморпути. Су щественными являются также обстоятельства исторического характера, связанные с вкладом российского и советского го сударства в исследование п р о странств Ар кти ки , материковых, островных,подлёдных и надлёд ных земель, в освоение Севмор- пути, его нави гационно-гидро графическое и иное оснащение как транспортной магистрали. Из истории освоения... Трудно сказать, когда нача лось освоение русскими Севе ра. Если верить Карамзину, наши предки ходили на Север уже то г да, когда только появилось само понятие русские. Походы на Се вер совпадали по времени с похо дами на Хазарское царство. Боль ше известно о плаваниях поморов вдоль северного побережья Евро пы в 11-13 веках. К морю Студёно му люди новгородские пришли в X-XI веках. В 1032 году состоялось плавание двинского посадника Улеба до Железных (Карских) Во рот Новой Земли. В это время был открыт путь на Грумант, острова Колгуев, Вайгач и Новую Землю. На своих кочах поморы первыми открыли многие арктические зем ли и ходили по трассе Северного морского пути. Походы эти п ри носили русским купцам немалую прибыль. Предположение о возможно сти практического использования Северо-Восточного прохода (так до начала XX века называли Север ный морской путь) и превращения северных территорий в Северный морской путь впервые было вы сказано русским дипломатом Д м и трием Герасимовым в 1525 году. Теоретическим обоснованием це лесообразности освоения это го транспортного пути занимался М. В. Ломоносов. Много внимания этой теме уделял Д. И. Менделе ев, посвятивший освоению Край него Севера 36 работ. В этой об ласти он сотрудничал с адмиралом С. О. Макаровым. К тому времени освоение Севморпути велось си бирскими казаками — они осваи вали арктическое побережье и ар ктическое мореплавание. Однако этот процесс шёл не на государ ственном уровне, а исключительно за счёт народной и предпринима тельской инициативы. 17 апреля 1732 года импера трица Анна Иоанновна подписа ла указ с поручением В. Берингу отправляться на Камчатку, «идтить для проведывания новых земель, лежащих между Америкой и Кам чаткой» и для сплошного иссле дования северного побережья Си бири. По важности выполненных задач этот поход не имел себе рав ных в мировой истории. Расцвет для Северного мор ского пути настал тогда, когда за его освоение взялось государство. Российская Империя направила на Севморпуть немалые усилия. 1877 год — начались регуляр ные Карские экспедиции русских моряков и учёных. 1878-1879 годы —первая сквоз ная экспедиция Норденшельда из Атлантического океана в Тихий с зимовкой у Чукотского побережья. 1899 год — поход в Арктику на «Ермаке» совершил видный рос сийский адмирал С. Макаров. 1900-1902 годы — полярная экспедиция на шхуне «Заря» под руководством Э. Толля [3]. 1912 год — по Северному мор скому пути прошли экспедиции Г. Брусилова на шхуне «Святая Анна» [4] и В. Русанова на шхуне «Святой Фока». Уже в ходе мировой войны русская гидрографическая экспе диция Б. Вилькицкого осуществи ла первое сквозное плавание из Владивостока в Архангельск на ле докольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач». Этими славными имена ми вымощен весь Северный мор ской путь [5]. 1932 год — экспедиция О. Ю. Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». Впервые весь Северный морской путь был пройден за одну навигацию. 1932 год — СНК СССР издал Постановление от 17 декабря 1932 года об образовании Главсевмор- пути. Именно в эти годы Севмор- путь и начал функционировать как слаженная транспортная артерия. Становление и развитие международно правового регулирования Парадоксальность междуна родно-правовой ситуации в этой области заключается в том, что, не смотря на колоссальные и мно 1 0 6 | А Р К Т И К А —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021 -№ 2 | 6 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz