Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №1.

Просветительский центр «Белый мишка» (г. Норильск) п о ­ явился в рамках антибраконьер- ской кампании «Сохраним бело­ го медведя» Экспертного центра «Проектный офис развития А р ­ ктики». Кампания стартовала в 2018 году на Таймырском полуо ­ строве. В качестве одного из на­ правлений работы было выбра­ но экологическое просвещение детей младшего школьного во з­ раста как группы, наиболее вос­ приимчивой к формированию экологических ценностных уста­ новок. С этой целью в октябре 2018 года и был создан Просве ­ тительский центр. Для наибольшего вовлече­ ния детей в процесс обучения, специально для Просветитель­ ского центра было разработано приложение виртуальной и д о ­ полненной реальности «Белый мишка» (доступно в AppS tore и PLayMarket). Цель приложения — в игровой форме, доступно, рас­ сказать и показать детям, что это за животное — белый медведь, где и как он живёт, кто его сосе ­ ди по Арктике, чем он питается, как вести себя при встрече с ним и пр. Благодаря дополненной ре ­ альности, дети могут увидеть бе ­ лого медведя, нерпу или кайру прямо в классе, а с помощью тех­ нологий VR —сами оказаться с р е ­ ди льдов, познакомиться с хо зя и ­ ном Ар кти ки , помочь ему найти пропитание и поплавать в о к е ­ ане. Специально для Просвети­ тельского центра также была раз­ работана «Серьёзная книжка про белого мишку», в которой просто и интересно рассказывается про главного героя проекта. За свою работу в 2020 году П росве ти тель с кий центр п о ­ лучил Национальную э к о л о ­ ги ческую премию имени В. И. Вернадско го в номинации «Э ко ло ги че с ко е обра зование в интересах у с той чиво го р а зви ­ тия» [15]. Программа первого года о б ­ учения Просветительского цен­ тра «Белый мишка» была разра­ ботана методистами Сибирского федерального университета и на­ зывается «Ар ктические арт-про- екты». Программа предполага­ ет обучение на интегрированных занятиях, где дети (7-8 лет) вме­ сте с учителем создают интерес­ ные арт-проекты, попутно зн а ко ­ мясь с увлекательной и полезной информацией о белом медве­ де, его среде обитания, экологии, безопасности жизнедеятельно­ сти человека. В уро ки включены элементы таких предметных о б ­ ластей, как «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык и литература». В 2020 году началась раз­ работка программы э коло гиче ­ ского просвещения второго года Литература 1. Экологическая повестка: за десять месяцев до выборов в госдуму [Э лектронный ресурс] / / URL: https://wciom .ru/anaLyticaL-reviews/anaLiticheskii-obzor/ehkoLogicheskaja- povestka-za-desjat-m esjacev-do-vyborov-v-gosdum u 2. Ж изнь после Греты Тунберг, или потребление на фоне глобального потепления [Э лектронны й ресурс] / / URL: https://wciom .ru/anaLyticaL-reports/anaLiticheskii-dokLad/ zhizn-posLe-grety-tunberg-iLi-potrebLenie-na-fone-gLobaLnogo-potepLeniya 3. Фельдман Л., Н исбет М. К., Л е й зе р о в и ц А. П о ко л е ние изменения климата? О б ­ зорны й анализ представлений и убеж дений молодых американцев / / 2020, 23 c. 4. Клейтон, С. Спайзер, М. М эннинг, К. М. П сихическое здоровье и изм енение кл и ­ мата: воздействия, последствия и рекомендации / / 2017, 70 с. 5. Б еспокойство о климате: исследование BBC N ew sround показывает, что дети т е ­ ряют сон из-за изменения климата и окружающ ей среды [Э лектронны й ресурс] / / URL: https://www.bbc.co.uk/newsround/51451737 6 . Робертсон Д ж . Ш ведские лесные школы «Дождь или солнце» [Э лектронны й р е ­ сурс] / / URL: https://creativestarLearning.co.uk/w p-content/upLoads/2013/06/R ain-or-shine- Sw edish-Forest-SchooLs.pdf 7. Служба национальных парков сотрудничает с Eastern NationaL для создания па­ спорта для ваших национальных парков. И здание Junior Ranger [Э лектронны й ресурс] / / URL: https://w ww .nps.gov/orgs/1207/04-20-2018-new -junior-ranger-book.htm 8 . Л алетин Р. В. Влияние экол огического просвещ ения на изм енение отнош ения к охране окружающ ей среды в мире / / V II Э кол огический форум «Охрана окружающ ей с р е ­ ды и устойчивое развитие северных территорий». Тезисы докладов участников, 2019, с. 89-90. 9. Эколята-дошколята, эколята, молодые защ итники природы — природоохранны е социально-образовательны е проекты. [Э лектронный ресурс] / / URL: http://эколята.рф 10. М еждународные лыжные старты «Лыжня эколят — М олодых защитников П р и р о ­ ды». [Э лектронный ресурс] / / URL: https://m inobr.gov-m urm an.ru/press/new s/248183/ 11. Климатическая шкатулка: Интерактивны й сайт для школьников по теме « И зм е н е ­ ние климата». [Э лектронны й ресурс] / / URL: https://cLim ate-box.com 12. А кти ви ти -в и ктор и на « П р осто о нефти» / автор, ред.-сост. Н. В. Мельникова, ред. Н. В. Мельникова. Сыктывкар: О О О «Коми республиканская типография», 2019. 48 с. 13. П риказ д иректора Департамента образования А д м инистрации м униципального образования «Город Архангельск» «О присвоении статуса «оп о р но е учреждение» м уни­ ципальным образовательным учреждениям муниципального образования «Город А р х а н ­ гельск»» [Э лектронный ресурс] / / URL: https://schooL45.1mcg.ru/data/02a11b251f2b568b32 cae0cfe3a95831.pdf 14. В Архангельске откры т визит-центр «А рктическое Посольство» нацпарка «Русская А р ктика » [Э лектронны й ресурс] / / URL: https://www.mnr.gov.ru/press/news/v_ arkhangeLske_otkryt_vizit_tsentr_arkticheskoe_posoLstvo_natsparka_russkaya_arktika/ 15. Подведены итоги Н ациональной экол огической премии имени В. И. Вернадско­ го 2020. [Э лектронны й ресурс] / / URL: http://www .vernadsky.ru/new s/podvedeni-itogi- natsionaLnoy-ekoLogicheskoy-prem ii-im eni-v-i-vernadskogo-2020/ 16. Бульба Д . Что такое исследовательская наука? [Э лектронный ресурс] / / URL: https://ssec.si.edu/stem visions-bLog/w hat-inquiry-based-science Культура и общество | Кужель О. Б. | 9 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz