Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №1.
В рамках проекта также изда ётся большое количество учеб ных материалов и пособий, при этом на природе, то есть вне зда ния школы, обучают не только естествознанию, но и языку, мате матике и другим общеобразова тельным предметам. В Северной Америке суще ствует немного похожая програм ма «Юный рейнджер», которая инициируется заповедниками. С помощью программы «Юный рей нджер» осуществляется просве щение детей в отношении о с о бо охраняемых территорий США. « Программы для юных рейндже ров» — это мероприятия, подго товленные специально для посе тителей парков от 5 до 12 лет. Дети и их семьи участвуют в программе, выполняя задания из специаль ных учебников, которые, как пра вило, выдаются бесплатно. Книги с заданиями направляют детей в районы парков, которые они мог ли бы пропустить, или к предме там, представляющим особый и н терес для конкретной возрастной группы. Буклеты содержат инфор мацию, которая помогает детям и их семьям осознать важность каж дого парка и решить, что парк о з начает для них лично. У «Юных рейнджеров» целая система значков, патчей и т. п. П о сле заполнения указанного коли чества страниц для возрастной группы ребёнка, участнику выда ётся патч, значок и/или сертифи кат, уникальный для каждого пар ка. Также с 2018 года появилась программа «Паспорт Юно го рей нджера», куда при посещении на циональных парков, памятников, исторических мест ставятся печа ти [7]. Всё это вносит соревнова тельный элемент в изучение п р и роды и побуждает детей активнее посещать национальные парки, изучать окружающую среду и за ботиться о её сохранении. Такие проекты сложнее реа лизовать, например, на Таймыре, поскольку в учебное время слож но организовать выезды детей из-за неблагоприятных погодных условий и полярной ночи, а в лет ний период большая часть школь ников уезжает из города. Однако подобные акции уже проводят ся. Например, в августе 2019 года Просветительский центр «Белый мишка» (проект ПОРА) при под держке Ди ре кци и заповедников Таймыра организовал эко -поход на Красные камни, где дети, как «рейнджеры», заполняли книж ку (дневник наблюдения) про Крас ные камни, а затем убрали мусор, оставленный туристами. Во многих странах придер живаются междисциплинарно го подхода в экологическом п р о свещении. Например, в Германии существует междисциплинар ная система для детей младшего школьного возраста. Дети с о б и раются группой, ходят, собирают мусор, после чего взвешивают и сортируют его. Через сбор мусо ра и его сортировку они не толь ко познают окружающий мир, но и изучают химию и математику (вычисляя массу и измеряя объё мы). Подобного подхода придер живаются в Японии. Там также за нимаются просвещением детей, переходя через сбор и изучение мусора к формированию понима ния химического состава объек тов окружающего мира [8]. Именно междисциплинарный подход к экологическому просве щению важно адаптировать в ре гионах АЗРФ, поскольку он, с одной стороны, позволяет п р и вивать детям полезные э коло ги ческие привычки, информировать их о состоянии окружающей ср е ды региона, а с другой — до п ол нительно (сверх программы) и з учать школьные дисциплины, что было бы невозможно в не ко то рых небольших удалённых насе лённых пунктах из-за отсутствия профильных учреждений до п ол нительного образования. Эко-просветительские п р о екты в АЗРФ В России большинство эко-просветительских проектов локальны — их реализуют к о н кретные школы или даже и н иц и ативные учителя (в рамках гран товой программы ПОРА в АЗРФ были поддержаны около десят ка таких проектов). Однако есть и проекты федерального уровня. Один из наиболее масштабных — «Эколята» (также «Эколята —Д о школята» и «Молодые защитни ки природы») [9]. Данный проект был учреждён во исполнение п о ручения Президента РФ В. В. П у тина о развитии патриотического воспитания и дополнительного образования комитетами Совета Федерации. В рамках проекта проводит ся много акций. В частности, в Мурманской области состоялись Международные лыжные старты «Лыжня Эколят» [10]. Во многих акциях «эколят» присутствует с о ревновательный элемент, по бе дителей приглашают в Совет Ф е дерации на награждение. С одной стороны, это мотивирует родите лей и детей активно участвовать в экологических акциях и узнавать новое, а с другой, победа в э ко л о гическом конкурсе федерально го уровня позитивно отражается на имидже региона. У «эколят» по всей стране общий брендинг, у з наваемые персонажи — защитни ки природы, также разработано учебное пособие «Азбука приро - долюбия», в которой информаци онный блок дополнен заданиями и играми. Компании, осуществляющие свою деятельность на те р р и т о рии АЗРФ , также реализуют раз личные эко -просветительские проекты, ориен тированные на детей младшего школьного в о з раста. Например, существует международный прое кт « Э к о логическая шкатулка» — с б о р ни к материалов и викторина на Культура и общество | Кужель О. Б. | 9 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz