Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №1.

В рамках проекта также изда­ ётся большое количество учеб ­ ных материалов и пособий, при этом на природе, то есть вне зда­ ния школы, обучают не только естествознанию, но и языку, мате­ матике и другим общеобразова­ тельным предметам. В Северной Америке суще­ ствует немного похожая програм­ ма «Юный рейнджер», которая инициируется заповедниками. С помощью программы «Юный рей­ нджер» осуществляется просве­ щение детей в отношении о с о ­ бо охраняемых территорий США. « Программы для юных рейндже­ ров» — это мероприятия, подго­ товленные специально для посе­ тителей парков от 5 до 12 лет. Дети и их семьи участвуют в программе, выполняя задания из специаль­ ных учебников, которые, как пра­ вило, выдаются бесплатно. Книги с заданиями направляют детей в районы парков, которые они мог­ ли бы пропустить, или к предме­ там, представляющим особый и н ­ терес для конкретной возрастной группы. Буклеты содержат инфор­ мацию, которая помогает детям и их семьям осознать важность каж­ дого парка и решить, что парк о з ­ начает для них лично. У «Юных рейнджеров» целая система значков, патчей и т. п. П о ­ сле заполнения указанного коли ­ чества страниц для возрастной группы ребёнка, участнику выда­ ётся патч, значок и/или сертифи­ кат, уникальный для каждого пар­ ка. Также с 2018 года появилась программа «Паспорт Юно го рей ­ нджера», куда при посещении на­ циональных парков, памятников, исторических мест ставятся печа­ ти [7]. Всё это вносит соревнова­ тельный элемент в изучение п р и ­ роды и побуждает детей активнее посещать национальные парки, изучать окружающую среду и за­ ботиться о её сохранении. Такие проекты сложнее реа­ лизовать, например, на Таймыре, поскольку в учебное время слож ­ но организовать выезды детей из-за неблагоприятных погодных условий и полярной ночи, а в лет­ ний период большая часть школь­ ников уезжает из города. Однако подобные акции уже проводят­ ся. Например, в августе 2019 года Просветительский центр «Белый мишка» (проект ПОРА) при под ­ держке Ди ре кци и заповедников Таймыра организовал эко -поход на Красные камни, где дети, как «рейнджеры», заполняли книж ку (дневник наблюдения) про Крас­ ные камни, а затем убрали мусор, оставленный туристами. Во многих странах придер ­ живаются междисциплинарно­ го подхода в экологическом п р о ­ свещении. Например, в Германии существует междисциплинар­ ная система для детей младшего школьного возраста. Дети с о б и ­ раются группой, ходят, собирают мусор, после чего взвешивают и сортируют его. Через сбор мусо­ ра и его сортировку они не толь­ ко познают окружающий мир, но и изучают химию и математику (вычисляя массу и измеряя объё­ мы). Подобного подхода придер ­ живаются в Японии. Там также за­ нимаются просвещением детей, переходя через сбор и изучение мусора к формированию понима­ ния химического состава объек­ тов окружающего мира [8]. Именно междисциплинарный подход к экологическому просве­ щению важно адаптировать в ре ­ гионах АЗРФ, поскольку он, с одной стороны, позволяет п р и ­ вивать детям полезные э коло ги ­ ческие привычки, информировать их о состоянии окружающей ср е ­ ды региона, а с другой — до п ол ­ нительно (сверх программы) и з ­ учать школьные дисциплины, что было бы невозможно в не ко то ­ рых небольших удалённых насе­ лённых пунктах из-за отсутствия профильных учреждений до п ол ­ нительного образования. Эко-просветительские п р о ­ екты в АЗРФ В России большинство эко-просветительских проектов локальны — их реализуют к о н ­ кретные школы или даже и н иц и ­ ативные учителя (в рамках гран­ товой программы ПОРА в АЗРФ были поддержаны около десят­ ка таких проектов). Однако есть и проекты федерального уровня. Один из наиболее масштабных — «Эколята» (также «Эколята —Д о ­ школята» и «Молодые защитни­ ки природы») [9]. Данный проект был учреждён во исполнение п о ­ ручения Президента РФ В. В. П у ­ тина о развитии патриотического воспитания и дополнительного образования комитетами Совета Федерации. В рамках проекта проводит­ ся много акций. В частности, в Мурманской области состоялись Международные лыжные старты «Лыжня Эколят» [10]. Во многих акциях «эколят» присутствует с о ­ ревновательный элемент, по бе ­ дителей приглашают в Совет Ф е ­ дерации на награждение. С одной стороны, это мотивирует родите­ лей и детей активно участвовать в экологических акциях и узнавать новое, а с другой, победа в э ко л о ­ гическом конкурсе федерально­ го уровня позитивно отражается на имидже региона. У «эколят» по всей стране общий брендинг, у з ­ наваемые персонажи — защитни­ ки природы, также разработано учебное пособие «Азбука приро - долюбия», в которой информаци­ онный блок дополнен заданиями и играми. Компании, осуществляющие свою деятельность на те р р и т о ­ рии АЗРФ , также реализуют раз­ личные эко -просветительские проекты, ориен тированные на детей младшего школьного в о з­ раста. Например, существует международный прое кт « Э к о ­ логическая шкатулка» — с б о р ­ ни к материалов и викторина на Культура и общество | Кужель О. Б. | 9 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz