Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №1.

За последнее десятилетие осведомлённость и озабочен­ ность вопросами изменения кли ­ мата в общ ем ,и охраны о кружа ­ ющей среды в частности, среди молодых американцев значитель­ но вырос. Безусловно,экологиче­ ское просвещение разных форм играет в этом ключевую роль. Подобная статистика демон ­ стрирует острую необходимость реализации в России э ко -п р о - светительских проектов, на­ правленных на информирование молодого поколения об э кол о ги ­ ческих проблемах и формирова­ ние экологической культуры о б ­ щества. Особенно это актуально для хрупкой арктической э к о с и ­ стемы. Однако важно учитывать, что обратной стороной высокой осве­ домлённости о состоянии окружа­ ющей среды за рубежом становится такое явление как эко -тревожность (англ. — eco-anxiety). В отчёте Аме­ риканской психологической ас­ социации, который назван «Пси­ хическое здоровье и изменение климата: воздействия, последствия и рекомендации» ("Mental health and changing climate: Impacts, Implications, and Guidance”) эко-тревожность определена как «хронический страх перед неиз­ бежностью гибели по причинам экологических изменений» [4]. 73 % детей в возрасте от 8 до 16 лет отмечают, что их тревожит состо­ яние планеты (в части экологии) — 22 % из них сказали, что оно их очень тревожит. Более того, 17 % отмечает, что эта тревожность не­ гативно отражается на их питании и сне [5]. В такой ситуации важно с о ­ блюсти баланс между э к о -п р о ­ свещением и эко-устрашением. При проведении эко -просве - тительских программ нужно не просто информировать моло­ дое поколение об экологических проблемах, но и давать им зна­ ния, и прививать навыки для того, чтобы они (и их родители) мог­ ли вести более экологичный о б ­ раз жизни, а в будущем, возможно, стать профессионалами в обла­ сти экологии. Зарубежные практики реа­ лизации эко-просветительских проектов в северных регионах Одним из наиболее ярких примеров эко-просветитель- ского движения в скандинавских странах является Ассоциация естественных (природных) школ Швеции (Naturskoleforeningen), известная как «Школа Мулле» — в честь сказочного лесного су­ щества Мулле, которое понимает язык зверей, учит детей любить и охранять природу [6]. В эти школы ходит около 100 тыс. детей по всей Швеции. В Природных школах о б ­ учение проходит на открытом воз­ духе в активном взаимодействии с природой, окружающей средой и друг с другом для непрерывного обучения в течение всей жизни. В рамках занятий, школьники ухажи­ вают за теплицами и зимними са­ дами, ходят в походы и участвуют в акциях по уборке берегов водоё­ мов, собирают макулатуру. 9 2 | АР К Т И К А —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 1 | 5 | 2021

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz