Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №1.

ные акты Российской Федерации в части регулирования торгового мо­ реплавания в акватории Северно­ го морского пути» [10]. Были опреде­ лены понятие и границы акватории, установлен порядок утверждения Правил плавания в акватории Север­ ного морского пути в Кодексе торго­ вого мореплавания РФ. С 2017 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 460-ФЗ суда под рос­ сийским флагом обладают исклю­ чительным правом на перевозку по СМП нефти, природного газа, газо­ конденсата и угля, добытых на терри­ тории России [11]. Несмотря на достаточно спор­ ные и сложные физико-географиче­ ские особенности региона, которые влекут за собой повышенные затраты на развитие промышленности и ин­ фраструктуры, спрос и потребность стран в топливе и корпораций в по­ вышении рентабельности перевозок по Северному морскому пути толь­ ко растёт. Зарубежные государства разработали стратегии освоения Ар­ ктического региона (Дания, Канада, Исландия, США, Норвегия, Индия, Китай, Финляндия, Швеция), потому как изменения, вызванные изменени­ ем климата на Севере, будут всё боль­ ше сказываться на биоразнообразии, уровне моря, погодных условиях и балансе энергии и углерода на Зем­ ле, что будет иметь политические по­ следствия на всех уровнях —от при­ нятия решений на местном уровне до глобальных действий. Климатические прогнозы показывают, что сокра­ щение выбросов парниковых газов и, следовательно, замедление тем­ пов потепления может иметь огром­ ное значение для сокращения тая­ ния льда, выбросов углекислого газа в мерзлоте и рисков для инфраструкту­ ры Севера, и что для предотвращения разрушительного воздействия на се­ верную окружающую среду и всё че­ ловечество срочно необходимы кол­ лективная политика и действия по смягчению последствий изменения климата. Накопленный экологический ущерб в Арктике требовал незамед­ лительных мер, поэтому с 2010 года проводится очистка Арктики. По окончании рабочей поездки В. В. Пу­ тина на остров Земля Александры 29 апреля 2010 года, Президент отме­ тил важность и необходимость «ге­ неральной уборки». Уже в 2011-2012 годах были проведены полевые ге­ ологические обследования, в ходе которых было обнаружены множе­ ственные загрязнённые локации. Рус­ ское географическое сообщество с 2010 года оказывает содействие в рамках проекта «Очистка Арктики». С учётом нынешнего курса рос­ сийской экономической модели на модернизацию, есть смысл осущест­ влять развитие с учётом «зелёных» принципов, потому как с наступле­ нием XXI века экологическая ситу­ ация заметно ухудшилась, а спрос на природные ресурсы возрос. Под «зелёным развитием» подразумева­ ется стимулирование экономики с учётом понимания экосистемы и ис- черпаемости природных ресурсов, что в последствии поможет избежать экологического кризиса. Такая форма развития предполагает взаимодей­ ствие между природой и человеком. Основой «зелёного» развития явля­ ются чистые технологии. Инициатором в популяриза­ ции «зеленого развития», безуслов­ но, является государство, создавая для бизнес-среды благоприятные условия для внедрения иннова­ ций. Необходимо увеличивать фи­ нансирование инвестиций, которые приносят экологическую выгоду с | Государственная политика в Арктике | Валентинова П. С. , Воротников А. М. | 7 Никитин Ярослав / G eoPhoto.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz