Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №1.

тений, животных и всей экологиче­ ской системы в целом, утверждают, что изменения в климате также име­ ют и антропогенные корни, а имен­ но выбросы парниковых газов, коли­ чество которых за последнее время резко возросло. По данным Межпра­ вительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC), концен­ трация углекислого газа, метана и за­ киси азота возросла до беспреце­ дентного уровня за последние 800 000 лет [5]. Действительно, доля угле­ кислого газа —главного «виновника» изменения климата на планете —уве­ личилась в атмосфере на 40 процен­ тов по сравнению с доиндустриаль- ными временами. Сжигание таких видов топлива, как уголь, нефть и газ в целях получения электричества, теп­ ла и транспорта является основным источником выбросов, производимых человеком. В результате накопление парниковых газов приводит к трево­ жно быстрому потеплению во всем мире. Средняя температура Земли в течение 20-го века повысилась при­ мерно на 1 градус по Фаренгейту. Со­ гласно Докладу о глобальных рисках Всемирного экономического фору­ ма за 2016 год, неспособность смяг­ чить последствия изменения климата и адаптироваться к ним будет «самой большой опасностью», с которой столкнутся люди во всем мире в гря­ дущем десятилетии [6]. Погодные условия в Арктике мо­ гут затруднить доступ к исследуе­ мым местам и ход водного транспор­ та. Изменение циркуляции океанских вод способно изменять общий кли­ мат Земли. Стоит отметить важность устойчивого развития в Арктике в борьбе с такими глобальными про­ блемами как изменения климата, гло­ бальное потепление, защита окру­ жающей среды и экологической системы. Выбросы СѲг — пробле­ ма загрязнения окружающей среды и резких изменений климата, и без ее решения вся деятельность ведет только к убыткам и разрушению ин­ фраструктуры Северного морско­ го пути и Арктической зоны в целом. Таяние арктических льдов влечет за собой проблемы с погодой. При на­ личии арктических штормов, все уве­ личивающаяся площадь открытой воды, осложняет навигацию и ход, что влечет за собой опасность. Первым документом об измене­ нии климата является Рамочная Кон­ венция ООН по изменению климата 1992 г. и Киотский протокол к Рамоч­ ной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН). Так как Ар­ ктика является климатоформирую­ щим регионом Земли, ее экологиче­ ские проблемы имеют глобальный характер. Современным результатом международного сотрудничества по предотвращению изменения клима­ та является Парижское соглашение по климату, заключенное в целях со­ кращения антропогенных выбросов парниковых газов, и принятое в 2015 году в целях сохранения приемлемых и безопасных климатических усло­ вий в глобальном смысле. Это более чем актуально для Арктики, где по­ тепление происходит, как уже упо­ миналось ранее, в два раза быстрее, чем в других регионах Земли [7]. Со­ глашение было подписано 22 апреля 2016 года главами государств более 200 стран. Согласно этому докумен­ ту, также было отмечено, что уже с 2020 года стороны начнут практиче­ ское сотрудничество по реализации соглашения. Однако на совещании в Мадриде в декабре 2019 г., на кото­ ром присутствовали почти 27 000 де­ легатов, эта задача не была решена. Арктику безусловно можно счи­ тать стратегически важным регионом. Поэтому основными целями ее раз­ вития, по нашему мнению, является повышение качества жизни граждан в регионе, рост экономики арктиче­ ских регионов и, наконец, развитие Северного морского пути (СМП). Се­ верный морской путь проходит вдоль побережья Сибири, объединяет пор­ ты Дальнего Востока с устьями се­ верных рек и соединяет все пункты в одну судоходную транспортную ма­ гистраль, поэтому его национальное значение велико. Его протяженность от Карских Ворот до мыса Дежнева составляет, в зависимости от трас­ сы, до 3000 морских миль. Через него доставляется лес, газ, медь, никель, нефть. СМП определяется как «исто­ рически сложившаяся националь­ ная транспортная коммуникация Рос­ сийской Федерации», судоходство в акватории которой осуществляет­ ся в соответствии с общепризнанны­ ми нормами международного права, международными договорами России и положениями ее национального за­ конодательства [8]. В современном мире Северный морской путь рассматривается вла­ стями и бизнес-сообществом в ка­ честве перспективного ключевого маршрута международных перевоз­ ок. Но его история развития берет начало еще в 1917 году, когда Россия активно занималась освоением Ар­ ктики. С 1900 года за 17 лет были до­ стигнуты немалые успехи в развитии Северного морского пути. Комитет Северного морского пути — первый государственный орган управления, созданный А. Колчаком в 1919 году, но чуть позже СМП был передан в управление Сибирского революци­ онного комитета. Впервые перевозки стали приносить прибыль примерно в 1932 году после создания Главно­ го управления СМП. С этого момен­ та развитие Северного морского пути проходило в более-менее инноваци­ онном ключе, потому как создавались специализированные флоты и порты. Работа атомных ледоколов с 1970-х г. позволила осуществлять работу кру­ глогодично. Эксперты отмечают, что в советский период освоение Аркти­ ки и Северного морского пути было успешным, так как страна удовлет­ воряла потребности местного насе­ ления, развивала промышленность и была абсолютным лидером в этой об­ ласти. В постсоветский период СМП претерпевал не лучшие изменения. Экономический кризис в 1992-1998 годах негативно сказался на север­ ной и дальневосточной территории, а меры, принимаемые государством, были неэффективны [9]. Нормативно-правовая база была создана в 2012 году с принятием Фе­ дерального Закона «О внесении из­ менений в отдельные законодатель­ 6 | АР К Т И К А —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 1 | 5 | 2021

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz