Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №1.
тений, животных и всей экологиче ской системы в целом, утверждают, что изменения в климате также име ют и антропогенные корни, а имен но выбросы парниковых газов, коли чество которых за последнее время резко возросло. По данным Межпра вительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC), концен трация углекислого газа, метана и за киси азота возросла до беспреце дентного уровня за последние 800 000 лет [5]. Действительно, доля угле кислого газа —главного «виновника» изменения климата на планете —уве личилась в атмосфере на 40 процен тов по сравнению с доиндустриаль- ными временами. Сжигание таких видов топлива, как уголь, нефть и газ в целях получения электричества, теп ла и транспорта является основным источником выбросов, производимых человеком. В результате накопление парниковых газов приводит к трево жно быстрому потеплению во всем мире. Средняя температура Земли в течение 20-го века повысилась при мерно на 1 градус по Фаренгейту. Со гласно Докладу о глобальных рисках Всемирного экономического фору ма за 2016 год, неспособность смяг чить последствия изменения климата и адаптироваться к ним будет «самой большой опасностью», с которой столкнутся люди во всем мире в гря дущем десятилетии [6]. Погодные условия в Арктике мо гут затруднить доступ к исследуе мым местам и ход водного транспор та. Изменение циркуляции океанских вод способно изменять общий кли мат Земли. Стоит отметить важность устойчивого развития в Арктике в борьбе с такими глобальными про блемами как изменения климата, гло бальное потепление, защита окру жающей среды и экологической системы. Выбросы СѲг — пробле ма загрязнения окружающей среды и резких изменений климата, и без ее решения вся деятельность ведет только к убыткам и разрушению ин фраструктуры Северного морско го пути и Арктической зоны в целом. Таяние арктических льдов влечет за собой проблемы с погодой. При на личии арктических штормов, все уве личивающаяся площадь открытой воды, осложняет навигацию и ход, что влечет за собой опасность. Первым документом об измене нии климата является Рамочная Кон венция ООН по изменению климата 1992 г. и Киотский протокол к Рамоч ной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН). Так как Ар ктика является климатоформирую щим регионом Земли, ее экологиче ские проблемы имеют глобальный характер. Современным результатом международного сотрудничества по предотвращению изменения клима та является Парижское соглашение по климату, заключенное в целях со кращения антропогенных выбросов парниковых газов, и принятое в 2015 году в целях сохранения приемлемых и безопасных климатических усло вий в глобальном смысле. Это более чем актуально для Арктики, где по тепление происходит, как уже упо миналось ранее, в два раза быстрее, чем в других регионах Земли [7]. Со глашение было подписано 22 апреля 2016 года главами государств более 200 стран. Согласно этому докумен ту, также было отмечено, что уже с 2020 года стороны начнут практиче ское сотрудничество по реализации соглашения. Однако на совещании в Мадриде в декабре 2019 г., на кото ром присутствовали почти 27 000 де легатов, эта задача не была решена. Арктику безусловно можно счи тать стратегически важным регионом. Поэтому основными целями ее раз вития, по нашему мнению, является повышение качества жизни граждан в регионе, рост экономики арктиче ских регионов и, наконец, развитие Северного морского пути (СМП). Се верный морской путь проходит вдоль побережья Сибири, объединяет пор ты Дальнего Востока с устьями се верных рек и соединяет все пункты в одну судоходную транспортную ма гистраль, поэтому его национальное значение велико. Его протяженность от Карских Ворот до мыса Дежнева составляет, в зависимости от трас сы, до 3000 морских миль. Через него доставляется лес, газ, медь, никель, нефть. СМП определяется как «исто рически сложившаяся националь ная транспортная коммуникация Рос сийской Федерации», судоходство в акватории которой осуществляет ся в соответствии с общепризнанны ми нормами международного права, международными договорами России и положениями ее национального за конодательства [8]. В современном мире Северный морской путь рассматривается вла стями и бизнес-сообществом в ка честве перспективного ключевого маршрута международных перевоз ок. Но его история развития берет начало еще в 1917 году, когда Россия активно занималась освоением Ар ктики. С 1900 года за 17 лет были до стигнуты немалые успехи в развитии Северного морского пути. Комитет Северного морского пути — первый государственный орган управления, созданный А. Колчаком в 1919 году, но чуть позже СМП был передан в управление Сибирского революци онного комитета. Впервые перевозки стали приносить прибыль примерно в 1932 году после создания Главно го управления СМП. С этого момен та развитие Северного морского пути проходило в более-менее инноваци онном ключе, потому как создавались специализированные флоты и порты. Работа атомных ледоколов с 1970-х г. позволила осуществлять работу кру глогодично. Эксперты отмечают, что в советский период освоение Аркти ки и Северного морского пути было успешным, так как страна удовлет воряла потребности местного насе ления, развивала промышленность и была абсолютным лидером в этой об ласти. В постсоветский период СМП претерпевал не лучшие изменения. Экономический кризис в 1992-1998 годах негативно сказался на север ной и дальневосточной территории, а меры, принимаемые государством, были неэффективны [9]. Нормативно-правовая база была создана в 2012 году с принятием Фе дерального Закона «О внесении из менений в отдельные законодатель 6 | АР К Т И К А —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 1 | 5 | 2021
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz