Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №1.
o f workers. As a result, negative demographic and migration processes continue to develop, and personnel problems have worsened. In order to improve the situation with personnel in the Arctic, it is necessary to raise the price o f labor, to raise living conditions to the average Russian. Any management programs and plans for the development o f the A rctic should contain a "human component." Ключевые слова: трудовые ресурсы, Key words: labor resources, emp loymen t, рабочие места, безработица, unemp loymen t, state suppo rt for государственная поддержка entrepreneurship, AZRF. предпринимательства, АЗРФ. Арктика в СССР ассоцииро валась с напряжённым и высоко оплачиваемым трудом, работа и жизнь там для жителей южных и центральных регионов с их ни з кими доходами была привлека тельной. Для того, чтобы удержать приезжее население, действовала система стимулов, установленных центральным Правительством: се верные льготы и районные коэф фициенты к зарплате, регулярный северный завоз продуктов и това ров и т. п. И эти стимулы в сочета нии с мерами централизованно го планирования в значительной мере обеспечивали занятость и на производственных предприятиях, и в инфраструктуре. Учёт особен ностей условий жизни населения в системе государственной соб ственности и государственного планирования производительных сил страны положительно влиял на миграционные процессы, что видно из увеличения влияния ар ктической экономики в развитии страны. При переходе к рыночной э кономике ситуация здесь значи тельно усложнилась. Привлека тельность труда и быта на Севере снизилась, в том числе на фоне общего повышения уровня жизни в России в благополучные годы. Новые поколения граждан стали предъявлять более высокие т р е бования к характеру занятости, качеству жизни. В новой экономической ре альности сохранение и даже у с и ление традиционного миграци онно го оттока населения стало одним из основных факторов, негативно влияющих на с о ц и ально-экономическое развитие Арктиче ской зоны Российской Федерации (АЗРФ). На 1 января 2019 года численность населения АЗРФ составила 2 397 509 чел., тогда как в 2014 году там насчиты валось 2 400 580 чел. [1]. Одна из особенностей АЗРФ состоит в том, что на её терри тории сложились два совершен но различных типа хозяйствова ния: промышленная разработка недр и традиционные для корен ного населения Крайнего Севе ра виды деятельности. К примеру, в Чукотском автономном округе 21,2% работников заняты добы чей полезных ископаемых, тогда как сельским, лесным хозяйством, охотой, рыболовством и рыбовод ством — 4,4%, причём это сфера приложения труда в основном к о ренных малочисленных народов. Ещё одна особенность структуры занятости — высокая доля числен ности в органах госуправления и обеспечения военной безопасно сти, намного превышающая число работающих в здравоохранении и социальных услугах (7,3%) [2]. В 2019 году среднесписочная численность работников в орга низациях, осуществляющих де ятельность в Арктической зоне Российской Федерации(без субъ ектов малого предприниматель ства) составляла 922,5 тыс. чел. [3]. По прогнозу Минвостокразвития, в Ар ктике в ближайшие 15 лет бу дет создано порядка 200 тыс. н о вых рабочих мест[4]. По мнению губернатора ЯНАО, одно рабочее место в Арктике формирует до 14 рабочих мест в стране [5]. Однако в настоящее время АЗРФ теряет рабочие места. По данным Рейтинга регионов от 14 апреля 2020 года по числу с о з данных рабочих мест [6] в тече ние последних трёх лет (2017 2019 гг.) число рабочих мест сократилось (таблица 1). Таблица 1. Рейтинг регионов, составленный по данным Росстата о числе созданны х (сокращ ённы х) рабочих мест, 2020 г. М есто среди регионов РФ Регион Число рабочих мест, созданных за последние три года (2017-2019 гг.), тыс. Число рабочих мест, созданных за последние десять лет ( 2010-2020 гг.), тыс. И зм енение числа рабочих мест за три года, % И зм енение числа рабочих мест а десять лет, % 28 Н енецкий А О -0,5 -0,7 - 2,2 -3,3 28 Ч укотский А О -1,3 -2,5 -4,3 -7,6 34 Я м ал о-Н енецкий А О -3,6 7,0 - 1,2 2,3 51 Мурманская область -13,5 -59,7 -3,3 -13,1 | Социальная сфера | Ржаницына Л. С., Кравченко Е. В. | 7 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz