Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №1.

гласно данным Глобального ат­ ласа ветров, среднегодовая с к о ­ рость ветра в циркумполярных регионах мира превышает 8 м/с, что крайне привлекательно для строительства ветроэнергетиче­ ских установок [3]. Кроме того, по оценкам Министерства э нер ­ гетика СШ А низкие температу­ ры на 15-20 % увеличивают вы­ ходную мощность ветростанций. Также необходимо отметить, что строительство ветроэнергети­ ческих установок позволяет без использования внешних ресур­ сов (а это значительная экономия минерального топлива) поддер­ живать функционирование отда­ лённых энергетических систем, к которым зачастую относятся о т­ дельные арктические населённые пункты. Вместе с тем строительство ветроэнергетических установок в А р кти ке дороже (как, впрочем, и любое другое строительство). По оценкам американских э кс ­ пертов стоимость ветроэлектро- станции на крайнем севере Аля ­ ски в среднем в 1,5-2 раза выше, чем в регионах с умеренным кли ­ матом [4]. Для строительства не ­ обходимо использование особых агрегатов, способных переносить низкие температуры и выдержи­ вать дополнительные снеговые и штормовые нагрузки. Кроме того, следует учитывать необходи­ мость специального обслужива­ ния этого оборудования. По оценкам специалистов, в настоящее время существует два основных направления разви­ тия ветроэнергетики в условиях Крайнего Севера [5]: Во-первых, это использова­ ние малых ветроэнергетических установок для децентрализован­ ных потребителей энергии, как отдельно, так и в составе гибрид­ ных энергоустановок (совмест­ но с солнечными батареями и дизельными генераторами). Наи­ более серьёзным препятствием на пути развития малой ветроэ­ нергетики в Ар кти ке является д о ­ статочно высокая стоимость ве­ тряных установок. Сегодня это порядка 2-3 тыс. долл. за 1 кВт установленной мощности. Одна­ ко опыт СШ А и Канады показы ­ вает, что сро к окупаемости таких установок составляет в среднем 5-6 лет. При поддержке со с торо ­ ны государства, такая малая гене­ рация оказывается вполне ж и з н е ­ способной. Во-вторых, использование ветроэнергетических устано­ вок в рамках действующей раз­ витой электросети. Большой опыт в данном вопросе накопили СШ А и ЕС. По данным «Делойт», если ранее не удавалось обеспе ­ чить стабильность работы общей энергосистемы с применением ветроэнергетической установки, то в настоящее время большин­ ство проблем решено. Рост доли ветровой энергии сопровожда­ ется ростом надёжности и ус той ­ чивости энергосистем, либо практически не влияет на рабо­ ту энергосистемы, либо требу­ ет внесения незначительных и з ­ менений в порядок эксплуатации и использования существующих энергоресурсов. Правительства А р кти ч е ­ ских стран сходятся во мнении, что возобновляемые источники в будущем сыграют важную роль в развитии региона. На базе А р ­ ктического совета — ведущего межправительственного форума, содействующего сотрудничеству, координации и взаимодействию между арктическими государ­ ствами — сформирована Рабочая группа по устойчивому развитию в Арктике. Одним из направлений её работы является устойчивая энергетика, к о ­ торая должна обеспечить ответ­ ственное и устойчивое управле­ ние, использование и развитие энергии и ресурсов, а также и н ­ новационные подходы, стимули­ рующие использование во зоб ­ новляемых источников энергии даже в самых отдалённых ар кти ­ ческих сообществах. С 2017 г. при Совете работает «Академия отда­ лённых энергетических сетей в Ар кти ке» (ARENA). Это уникаль­ ная программа по обмену зна­ ниями об интеграции и золиро ­ ванных энергетических систем, Программа обогащает действую ­ щих и новых лидеров в области энергетики практическим опы ­ том обучения, наставников и э кс ­ пертов по развитию проектов со всего приполярного Севера. Увеличение доли альтерна­ тивной энергетики, а том чис­ ле и ветровой, в энергетических системах арктических регионов является частью государствен­ ных стратегий арктических госу­ дарств. Государственная полити­ ка по поддержке ВИЭ действует в Канаде, Дании, Финляндии, И с ­ ландии, Норвегии, Швеция и США. Так, на территории Аляски действуют законы, согласно к о ­ торым к 2025 г. 50 % эле ктроэ ­ нергии этого северного штата должно вырабатываться на базе возобновляемых источников. В течение ближайших лет за счёт мероприятий по энергосбереже­ нию планируется сократить п о ­ требление электроэнергии на душу населения на 15 %. К 2008 г. штат создал сп е ци ­ альный фонд возобновляемой энергии, который ежегодно вы­ деляет 50 млн долл. на поддержку «зелёной энергетики». Работой Фонда руководит «Энергетиче­ ское управление Аляски», — не ­ зависимая государственная к о р ­ порация, отвечающая за помощь в разработке, эксплуатации и фи­ нансировании энергетических проектов на территории штата. Приоритет отдаётся проектам в районах с самой высокой с то и ­ мостью электричества и тепла. 6 6 | А Р К Т И К А —2 0 3 5 : актуальные вопросы, проблемы, решения | 1 | 5 | 2021

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz