Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №1.

В то время как страны ЕС ве­ дут активную работу по созданию благоприятных условий для водо­ родных и электрических грузови­ ков, Россия сосредотачивает у си ­ лия и ресурсы на развитии рынка газомоторного топлива (ГМТ). К сожалению, природный газ хоть и является намного экологичнее дизельного топлива, но не справ­ ляется с целью по сведению вы­ бросов СО 2 к нулю. Однако, опыт развития рынка ГМТ в России бу­ дет очень полезен при перехо­ де на водород и аккумуляторные батареи. Так, за последние годы рынок газомоторного топлива в России показывал высокие тем­ пы роста (в части КПГ), однако, несмотря на это, использование природного газа в качестве мо­ торного топлива пока что не п о ­ лучило широкого распростра­ нения. По состоянию на начало 2020 года количество автомоби­ лей с возможностью использова­ ния природного газа составляло менее 0,5% суммарного парка ав­ томобилей, в то время как в ряде стран доля превышает 10% (Ар­ гентина — 10 %, Иран — 32 %, У з­ бекистан — 41 %). Использование СПГ в качестве моторного топли­ ва практически отсутствует. Це­ левые показатели от 2013 года по развитию рынка ГМТ на 2020 год в части перевода на газовое т о ­ пливо городского общественно­ го транспорта и коммунальной техники не были достигнуты. О с ­ новные причины ограниченного объема рынка ГМТ в России — не­ развитость заправочной инфра­ структуры (в ряде регионов отсут­ ствует), связанный с этим низкий спрос на транспортные средства на ГМТ со стороны потребителей. В регионах с наличием заправок спрос на ГМТ-технику сдержи­ вается их сравнительно высокой стоимостью, узким модельным рядом, а также сложностями с их оформлением (при переоборудо­ вании), а также невысоким уров ­ нем сервисного обслуживания. Все эти проблемы нужно будет также учитывать при построении рынков грузовых автомобилей на альтернативных видах топлива. Известный экономист Джеф ­ фри Сакс считает, что если пра­ вительства планируют только на 10-15 лет вперёд, как это обыч­ но бывает в энергетической п о ­ литике, а не на 30-50 лет, они будут склонны делать плохой системный выбор. Например, энергетические планировщики перейдут от угля к более н и з ко ­ углеродистому природному газу; но они будут склонны недоинве- стировать в гораздо более реши­ тельный переход к возобновляе­ мой энергии [10]. Точно так же они могут пред­ почесть повысить стандарты т о ­ плива для автомобилей внутрен­ него сгорания, а не продвигать необходимый переход на элек­ тромобили. В этом смысле плани­ рование на 30-50 лет вперед жиз- Литература 1. Международная группа экспертов по изм енению климата: «Специальный доклад об океане и криосф ере в условиях меняющегося климата» / / аналитический доклад, 2019 URL: https://w ww .ipcc.ch/srocc/ (дата обращ ения: 04.02.2021) 2. IRENA. Глобальная энергетическая трансформация: Д орож ная карта до 2050 года (И здание 2019 года); М еждународное агентство по возобновляемым источникам э н е р ­ гии: А бу-Д аби, ОАЭ, 2019. URL: https://www.irena.org/pubLications/2019/Apr/GLobaL- e ne rg y-tra n sfo rm atio n -A -ro adm a p-to-2 0 5 0-2 0 1 9E d ition (дата обращ ения: 04.02.2021) 3. O IC A .ne t (2020). Международная организация производителей автомобилей. Официальный сайт, URL: h ttp ://w w w .o ica .n et/ (дата обращения: 04.02.2021) 4. Ассоциация евр о пе йских производителей автомобилей (ACEA). Официальный сайт, URL: https://www.acea.be/about-acea (дата обращ ения: 04.02.2021) 5. The Pathways study: Achieving fossiL-free commerciaL transport by 2 0 5 0 / Scania, май 2018. — стр. 18 URL: https://w ww .scania.com /group/en/w p-content/upLoads/sites/2/2018/05/ w h ite -p a p e r-th e -p a th w a ys-stu d y-a ch ie vin g -fo ssiL -fre e -com m e rcia L -tra n sp o rt-b y-2 0 5 0 .p d f (дата обращения: 04.02.2021) 6 Э р иксон П.; Лазарус М. О ценка воздействия выбросов парниковых газов новой инф раструктурой ископаемого топлива; С токгольмский институт окружающ ей среды: Сиэтл, Вашингтон, С Ш А , 2013. 90. 7. Э риксон, П. В.; Лазарус, М. Н.; Буре, К. углерода с б л окир ов кой о т инфраструктуры ископаемого подачи топлива; Стокгольмского института окружающ ей среды: Сиэтл, Ва­ шингтон, С Ш А , 2015. 8 . Воробьёв И. С., Воротников А. М. Перспективы развития и приоритезации во­ д о род ной энергетики в России и в мире / / Журнал естественнонаучных исследований . 2020. № . 2. С. 64-72. 9. Устойчивое развитие автом обилестроения в условиях нарастания глобальной турбулентности / В. Р. Парцвания, Н. А. Слука, А. Ю. Сызранцев, И. С. Воробьев / / И н ф о р ­ мация и инновации / информация и инновации. 2020. № 3. С. 12-25 10. Д . Сакс, Г. Шмидт-Трауб, М. Маззукато, Д . М есснер, Н. Н акикенович, Д . Рокстрём Ш есть преобразований для достижения Целей устойчивого развития. Nat. Sustain. 2019 11. Климатический го ризо нт с запасом на промышленный рост URL: https://w ww .komm ersant.ru/doc/4559097 12.Цель 13: Принятие срочны х мер по борьбе с изменением климата и его последствиями URL: https://www.un.org/sustainabLedeveLopm ent/ru/cLim ate-change/ 13. О сво е ние А р кт и к и как стратегическая задача [Э лектронны й ресурс] URL: h ttp :// actuaLcomm ent.ru/osvoenie-arktiki-kak-strategicheskaya-zadacha-1907162359.htm L (дата обращ ения 2 0 . 01 . 2020 ). 14. Устойчивое развитие А р кти ч е ско й зоны [Э лектронны й ресурс] URL: h ttp s://w w w . researchgate.net/pubLication/335003271_PubLic-private_partnership_as_a_mechanism_of_the_ Russian_Arctic_zone's_sustainabLe_deveLopment 6 2 | АР К Т И К А —2 0 3 5 : актуальные вопросы, проблемы, решения | 1 | 5 | 2021

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz