Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №1.

достижения амбициозных целей Коалиции по обеспечению угле­ родной нейтральности грузового транспорта: 1. Аккумуляторные электро­ мобили: В этом сценарии ком ­ мерческий транспорт будет пол­ ностью электрифицирован к 2050 году. На данный момент рост рын­ ка коммерческого транспорта на аккумуляторных батареях сдержи­ вается малой мощностью заряда. И если для перевозок в пределах Европейского Союза или Север­ ной Америки, это не станет се­ рьёзной проблемой (в силу плот­ ности расположения городов и заправочной инфраструктуры), то для России величина заряда бата­ реи будет играть более критичную роль. Однако, R&D департамен­ ты крупнейших автопроизводи­ телей погружены в работу по п о ­ вышению энергоэффективности подобных транспортных средств; 2. Биотопливо: Используемое в двигателях внутреннего сгора­ ния биотопливо является наибо­ лее подходящим в краткосрочной перспективе для начала сокра­ щения выбросов CO2, но в дол­ госрочной перспективе аккуму­ ляторные электромобили будут составлять подавляющее боль­ шинство в общей доле рынка, а двигатели внутреннего сгорания на основе биотоплива будут п и ­ тать 20 процентов транспортных средств в 2050 году; 3. Электромобили на топлив­ ных элементах (использующих водород в качестве моторно­ го топлива): Технологии в обла­ сти топливных элементов активно развиваются. Предполагается, что водород может стать мостом меж­ ду экотопливом и электротранс­ портом. Особенно тематика ис­ пользования водорода актуальна для России. Всё больше появля­ ется научных работ о построении водородной экономики, прово ­ дятся десятки круглых столов, п о ­ свящённых этой теме, а эксперты ведут активную полемику о выбо­ ре между «голубым» и «зелёным» водородом; 4. Сочетание технологий: Не­ сколько технологий и различных заправочных инфраструктур будут обеспечивать постоянную кон ку ­ ренцию на рынке техники на элек­ трических батареях, топливных элементах, а также транспортных средств с двигателями внутренне­ го сгорания, работающих на б и о ­ топливе [5]. Стоит отметить, что амбиции производителей коммерческой техники в вопросах борьбы с кли ­ матическими изменениями не пе­ рестают расти. Так, в конце 2020 года европейские производители грузовиков вошли в историю, ко г­ да от лица Европейской ассоциа­ ции автопроизводителей (ACEA) подписали совместное заявление с представителями Потсдамского института исследований воздей­ ствия климата (PIK) о переходе к автомобильным грузовым пере­ возкам с нулевым уровнем выбро­ сов [6]. В соответствии с соглаше­ нием, уже к 2040 году все новые продаваемые грузовики должны быть свободны от ископаемого топлива, чтобы достичь углерод­ ной нейтральности к 2050 году. Каждый европейский произво­ дитель грузовиков делает огром ­ ные инвестиции, чтобы вывести на рынок больше грузовиков с нуле­ вым уровнем выбросов, и всего за следующие несколько лет все они смогут значительно расширить своё предложение автомобилей с нулевым уровнем выбросов. Д е й ­ ствительно, крупнейшие европей­ ские грузовые компании могут и уже начинают поставлять необхо­ димые партии автомобилей с ну­ левым уровнем выбросов [7]. Грузовые автомобили на акку­ муляторных батареях представле­ ны в производственной линейке следующих европейских концер ­ нов: • Scania (Scania BEV truck и Scania PHEV truck); • Volvo (Volvo FL Electric и Volvo FE Electric); • MAN (MAN eTGM); • Daimler (Mercedes-Benz eActros); • DAF (DAF CF Electric). Это означает, что ни зкоугле ­ родные технологии уже готовы к использованию, но для того, что ­ бы мы могли увидеть их на д о р о ­ гах Арктической Зоны Россий­ ской Федерации необходимо принять ряд решительных мер. Это включает в себя: расширение роли техники на альтернативных видах топлива и эле ктромоби ­ лей в стратегических документах Российской Федерации, относя­ щихся к автомобильной промыш­ ленности [8]. Разумеется, выбор сценария из 4-х приведённых выше, будет зависеть от специфики каждо­ го отдельного региона России и экономического потенциала бу­ дущего топлива на внутренних и внешних рынках. Кроме того, п о ­ купка экологичного транспорт­ ного средства обходится д о р о ­ же по сравнению с техникой на традиционных видах топлива. Без внедрения эффективных мер го ­ сударственной поддержки, прак­ тически невозможно говорить о формировании рынка ни зкоугле ­ родных грузовых автомобилей в России. К таким мерам можно о т ­ нести: субсидии производителям (или как в странах Европейского Союза — покупателям), снижение или отмена транспортного нало­ га для владельцев «зелёных» гру­ зовиков, отмена платы в системе «Платон» и т. д. Кроме того, необ ­ ходимо оказывать всестороннюю поддержку в развитии запра­ вочной инфраструктуры, будь то электрические, водородные или биотопливные заправки [9]. | Инновации | Воробьёв И. С., Воротников А. М. | 6 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz