Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №1.
достижения амбициозных целей Коалиции по обеспечению угле родной нейтральности грузового транспорта: 1. Аккумуляторные электро мобили: В этом сценарии ком мерческий транспорт будет пол ностью электрифицирован к 2050 году. На данный момент рост рын ка коммерческого транспорта на аккумуляторных батареях сдержи вается малой мощностью заряда. И если для перевозок в пределах Европейского Союза или Север ной Америки, это не станет се рьёзной проблемой (в силу плот ности расположения городов и заправочной инфраструктуры), то для России величина заряда бата реи будет играть более критичную роль. Однако, R&D департамен ты крупнейших автопроизводи телей погружены в работу по п о вышению энергоэффективности подобных транспортных средств; 2. Биотопливо: Используемое в двигателях внутреннего сгора ния биотопливо является наибо лее подходящим в краткосрочной перспективе для начала сокра щения выбросов CO2, но в дол госрочной перспективе аккуму ляторные электромобили будут составлять подавляющее боль шинство в общей доле рынка, а двигатели внутреннего сгорания на основе биотоплива будут п и тать 20 процентов транспортных средств в 2050 году; 3. Электромобили на топлив ных элементах (использующих водород в качестве моторно го топлива): Технологии в обла сти топливных элементов активно развиваются. Предполагается, что водород может стать мостом меж ду экотопливом и электротранс портом. Особенно тематика ис пользования водорода актуальна для России. Всё больше появля ется научных работ о построении водородной экономики, прово дятся десятки круглых столов, п о свящённых этой теме, а эксперты ведут активную полемику о выбо ре между «голубым» и «зелёным» водородом; 4. Сочетание технологий: Не сколько технологий и различных заправочных инфраструктур будут обеспечивать постоянную кон ку ренцию на рынке техники на элек трических батареях, топливных элементах, а также транспортных средств с двигателями внутренне го сгорания, работающих на б и о топливе [5]. Стоит отметить, что амбиции производителей коммерческой техники в вопросах борьбы с кли матическими изменениями не пе рестают расти. Так, в конце 2020 года европейские производители грузовиков вошли в историю, ко г да от лица Европейской ассоциа ции автопроизводителей (ACEA) подписали совместное заявление с представителями Потсдамского института исследований воздей ствия климата (PIK) о переходе к автомобильным грузовым пере возкам с нулевым уровнем выбро сов [6]. В соответствии с соглаше нием, уже к 2040 году все новые продаваемые грузовики должны быть свободны от ископаемого топлива, чтобы достичь углерод ной нейтральности к 2050 году. Каждый европейский произво дитель грузовиков делает огром ные инвестиции, чтобы вывести на рынок больше грузовиков с нуле вым уровнем выбросов, и всего за следующие несколько лет все они смогут значительно расширить своё предложение автомобилей с нулевым уровнем выбросов. Д е й ствительно, крупнейшие европей ские грузовые компании могут и уже начинают поставлять необхо димые партии автомобилей с ну левым уровнем выбросов [7]. Грузовые автомобили на акку муляторных батареях представле ны в производственной линейке следующих европейских концер нов: • Scania (Scania BEV truck и Scania PHEV truck); • Volvo (Volvo FL Electric и Volvo FE Electric); • MAN (MAN eTGM); • Daimler (Mercedes-Benz eActros); • DAF (DAF CF Electric). Это означает, что ни зкоугле родные технологии уже готовы к использованию, но для того, что бы мы могли увидеть их на д о р о гах Арктической Зоны Россий ской Федерации необходимо принять ряд решительных мер. Это включает в себя: расширение роли техники на альтернативных видах топлива и эле ктромоби лей в стратегических документах Российской Федерации, относя щихся к автомобильной промыш ленности [8]. Разумеется, выбор сценария из 4-х приведённых выше, будет зависеть от специфики каждо го отдельного региона России и экономического потенциала бу дущего топлива на внутренних и внешних рынках. Кроме того, п о купка экологичного транспорт ного средства обходится д о р о же по сравнению с техникой на традиционных видах топлива. Без внедрения эффективных мер го сударственной поддержки, прак тически невозможно говорить о формировании рынка ни зкоугле родных грузовых автомобилей в России. К таким мерам можно о т нести: субсидии производителям (или как в странах Европейского Союза — покупателям), снижение или отмена транспортного нало га для владельцев «зелёных» гру зовиков, отмена платы в системе «Платон» и т. д. Кроме того, необ ходимо оказывать всестороннюю поддержку в развитии запра вочной инфраструктуры, будь то электрические, водородные или биотопливные заправки [9]. | Инновации | Воробьёв И. С., Воротников А. М. | 6 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz