Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №1.

Аннотация. Изменение температуры в Ар к ти ке происходит в 2-2,5 раза быстрее, чем в целом на планете, а таяние вечной мерзлоты приводит к разрушительным последствиям для местной инфраструктуры и ставит жизни людей под угрозу. Переход к зеленым технологиям позволит избежать катастрофы и обеспечить достойное качество окружающей среды. В данной статье речь пойдет о перспективах перевода автомобильного парка грузового транспорта на экологически чистые аналоги в Арк тичес кой зоне Российской Федерации. Annotation. Temperature changes in the A r c t ic are 2-2.5 times faster than on the planet as a who le, and the me lting o f permafrost leads to devastating consequences for local in frastructure and puts people's lives at risk. The transition to green technolog ies w il l avoid a catastrophe and ensure a decen t qua lity o f the environmen t. In this article, we w il l discuss the prospects o f conve rting the truck fleet to env ironmen ta lly friend ly analogues in the A r c tic Zone o f the Russian Federation. Ключевые слова: устойчивое развитие, климатические изменения, Арктика, Арк тичес кий Совет, возобновляемые источники энергии, международное сотрудничество. Key words: sustainable deve lopmen t, climate change, Arctic, A r c t ic Counc il renewable energy sources, in terna tiona l cooperation. 2020 год признан самым жар­ ким за всю историю наблюдений, согласно данным Службы м они ­ торинга атмосферы Copernicus A tmosphere Mon ito ring Service (CAMS). Проблема глобально­ го потепления всё чаще занима­ ет ведущие места в повестке дня. Эта катастрофа может затронуть все части света, но наибольшую опасность она представляет для Ар кти ки , где интенсивность п о ­ тепления климата происходит в 2-2,5 раза быстрее [1], чем в це­ лом на планете, а таяние вечной мерзлоты приводит к разруши­ тельным последствиям для мест­ ной инфраструктуры и ставит жизни людей под угрозу. Э кс п ер ­ ты по всему миру уже пришли к выводу, что причиной изменений климата служит антропогенный фактор. Заместитель министра Даль­ него Востока и Арктики Александр Крутиков в интервью изданию Barents Observer высказал уве­ ренность, что изменение клима­ та обойдется России в 9 трлн руб. ($99 млрд) из-за прямого ущерба зданиям и инфраструктуре. Российское правительство запоздало начинает реагировать на эту угрозу. Крутиков и М и н и ­ стерство Дальнего Востока и А р ­ ктики в настоящее время раз­ рабатывают федеральный план адаптации А р кти ки к изменению климата. В работе задействована группа из 36 ведущих исследова­ телей в этой области [2]. С глобальным потеплением в Арктической Зоне Российской Федерации можно и нужно б о ­ роться. Необходимо переводить экономику региона на рельсы низкоуглеродного развития. Од ­ ной из таких мер, может стать ис­ пользование грузового транспор­ та на экологически чистых видах топлива. Стимулирование декар­ бонизации автомобильного гру­ зового транспорта требует бес­ прецедентных преобразований, масштабных инвестиций и нали­ чия чёткого плана действий. Э ко ­ логичные автомобили не только снизят выбросы CO2, но и быстро улучшат уровень качества воздуха. Однако, для перевода автопарка целого региона на экологически чистые виды топлива, необходимо ознакомиться с видением передо­ вых компаний в сфере развития и распространения транспортных средств на альтернативных источ­ никах энергии [3]. Так, в 2018 году компании SСANIA, E.ON, H&M group и Siemens образовали коалицию для ускорения декарбонизации тяжё­ лого транспорта — The Pathways CoaLition. В 2020 году к ним при­ соединилась компания Ericsson. Компании-члены обязались при­ держиваться общего видения ко ­ алиции — цели по достижению нулевого уровня выбросов CO2 тяжёлым транспортом не позднее 2050 года [4]. Основанием для соз­ дания Коалиции лежит стратегиче­ ски важное исследование — «The Pathways Study: Achieving fossiL- free commerciaL transport by 2050» — определяющее общее видение компаниями-участницами будуще­ го грузового транспорта. Согласно прогнозам авто­ ров исследования, существуют 4 возможных сценария в области приоритезации различных ви­ дов альтернативного топлива для 6 0 | А Р К Т И К А —2 0 3 5 : актуальные вопросы, проблемы, решения | 1 | 5 | 2021

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz