Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №1.
На территории Арктической зоны РФ технологии, относящи еся к шестому технологическому укладу, а также практики «зелё ной» экономики пока не получили достаточно широкого распростра нения, однако, можно говорить о целесообразности их активного внедрения в деятельность хозяй ствующих субъектов и органов го сударственной власти [5]. Обеспечение устойчивого эколого-экономического разви тия Арктической зоны РФ в с о ответствии с принципами совре менной «зелёной» экономики на сегодняшний день требует науч но обоснованного системного ре шения широкого спектра задач в сферах экономического и эколо гического развития арктического региона. В качестве первоочередных задач можно выделить следующие [11]. • Во-первых, необходимо обе спечение на территории А р к т и ческой зоны РФ комплексного природопользования с примене нием экологически чистых, а так же малоотходных производствен ных технологий [8]. Это позволит в течение длительного перио да времени сохранять хрупкую и уязвимую арктическую э ко си стему при осуществлении актив ного индустриального освоения территории Арктической зоны РФ. Хранение, удаление и вывоз промышленных и бытовых отхо дов из отдалённых районов А р ктической зоны РФ, а также пе реработка отходов и сокращение источников возможного эколо ги ческого загрязнения должны вы ступать в качестве одного из клю чевых условий планирования и осуществления любого вида х о зяйственной деятельности на тер ритории Арктической зоны РФ [6]. • Во-вторых, особую акту альность приобретает исполь зование в Арктической зоне РФ современных технологий аль тернативной энергогенера ции. В частности, следует разви вать на территории Арктической зоны РФ практики биоэнергети ки при осуществлении локально го теплоснабжения муниципаль ных образований на арктических территориях, осуществлять мо дернизацию существующей ком мунальной энергетики, внедрять практики энергосбережения и п о вышения энергоэффективности в строительной отрасли, транс портной отрасли,в сфере утили зации промышленных и бытовых отходов [9]. • В-третьих, внедрение к о н цепции интегрированного управ ления водными ресурсами (далее — ИУВР) в арктическое водо пользование с опорой на бас сейновый принцип позволит д о биться эффективного управления имеющимися водными ресурса ми с экономической точки зре ния, обеспечивая при этом с о хранность водных экосистем. Концепция экологической це лостности водных ресурсов пред полагает объединение различных видов использования мировых во дных ресурсов человеком с це лью поддержания естественного уровня экологической устойчи вости водных экосистем, и рас пространяется как на планиро вание новых инфраструктурных проектов, так и на оптимизацию функционирования существую щих сооружений [4]. ИУВР о с н о вано на участии заинтересован ных сторон в процессе принятия решений, имеющих отношение ко всем потенциальным потребите лям ограниченных водных ресур сов (водоснабжающие организа ции, организации водоотведения, энергетические компании, пред приятия по переработке отхо дов, транспортные, сельскохозяй ственные и лесохозяйственные предприятия, рыбопромысловые организации,туристические ком пании и т. д.). Целью ИУВР явля ется создание структур, которые объединяют и обеспечивают ба ланс различных потребностей и запросов заинтересованных сто рон. Политические, институци ональные и экономические ре формы имеют крайне важное значение для координации дея тельности в области водопользо вания, экономической политики и других сферах. Концепция ИУВР носит межотраслевой характер и учитывает качественные и коли чественные аспекты [12]. При раз работке планов управления необ ходимо учитывать знания по всем связанным отраслям (экономике, экологии, политологии, технике и т. д.). Отрасли и технологии, явля ющиеся элементами «зелёной» экономики, находятся в настоящее время на различных стадиях раз вития. Соответственно, реализа ция проектов в рамках данных о т раслей и с применением данных технологий требует использова ния разных способов финансиро вания с привлечением различных его источников [15]. Выделяется три ключевых источника финансирования п р о ектов, осуществляемых в рамках «зелёных» отраслей или с приме нением «зелёных» технологий: • внутренние государственные финансовые ресурсы (целевое финансирование, государствен ные дотации, субсидии, гранты); • финансовые ресурсы меж дународных организаций (гранты, субсидии); • финансовые ресурсы част ного сектора, внутреннего и за рубежного происхождения (ак ционерный капитал, заёмные средства, венчурное финансиро вание, бизнес-ангелы) [10]. В результате принятых наци ональных и межгосударственных решений по развитию «зелёного» финансирования, на международ | Экономика, ресурсы, финансы | Иванова Е. А.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz