Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №1.
ное сырье, сопоставимое по кон центрации содержащихся в них по лезных компонентов с первичным сырьём и материалами, а в ряде слу чаев —даже превосходящее их» [2]. Основным признаком отхода в рос сийском законодательстве являет ся его опасность. Термином клас сов опасности отходов оперирует базовый закон Российской Феде рации в области обращения с отхо дами (ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», да лее — «Федеральный закон об от ходах»). На этой основе (ограни чительного характера норм) также сложилась соответствующая прак тика обращения с отходами, в том числе являющимися вторичными ресурсами —преобладает размеще ние отходов. При этом размещение отходов является единственным видом негативного воздействия на окружающую среду, непосред ственно относящимся к деятельно сти по обращению с отходами. Из преамбулы Федерально го закона об отходах следует, что он направлен на предотвращение вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также на вовлечение отхо дов в хозяйственный оборот. При этом структура и содержание Феде рального закона об отходах характе ризуют его как акт экологического законодательства. Администриро вание, установленное Федераль ным законом об отходах, главным образом направлено на предотвра щение негативного воздействия на окружающую среду размещаемых отходов, которые традиционно рас сматриваются только как загрязни тели окружающей среды. Вместе с тем применительно к отходам, об ладающим полезными свойства ми, имеющими потенциал вовлече ния в хозяйственный оборот, такое администрирование следует при 4 h tt p s / /m in g k h s a k h a g o v ru/ terntonaLnaja-shema-obraschem ja-s- othodami 5 https //rosstat govru/foLder/11194 знать предвзятым, создающим пре пятствия для реализации одной из целей, собственно декларируемых Федеральным законом об отходах, — вовлечение отходов (как вторичных ресурсов) в хозяйственный оборот. Несовершенство норматив но-правового регулирования по широкому кругу вопросов, связан ных с оборотом вторичных ресур сов, является общим фактом фе дерального масштаба, что также оказывает существенное влияние на экономику и экологию Арктиче ской зоны Российской Федерации. Целесообразность внедрения тех или иных моделей обращения с отходами является делом самого хозяйствующего субъекта, не име ет сколь-нибудь явно выраженно го позитивного стимулирования со стороны государства (субсидии, на логовые льготы, льготные кредит ные ставки, стимулирование спроса на продукцию, произведённую с ис пользованием вторичных ресурсов и пр.). В результате в общем объёме образовавшихся промышленных от ходов в России, включая Арктиче скую зону Российской Федерации, преобладают отходы размещённые. Например, в Якутии этот процент фиксируется на уровне 40,04 % к общему объёму отходов. Дополни тельно, значительная доля отходов, порядка 19 %, остаётся необработан ной4. При этом объёмы накопленных промышленных и бытовых отходов постоянно растут. По данным Ф е деральной службы государственной статистики за период с 2003-2020 гг. эти объёмы удвоились5. В целом подтверждается пря мая зависимость уровня экономи ческого развития страны и практи ки обращением с отходами. Доля захоронения отходов в Швеции, Бельгии, Дании, Норвегии, Финлян дии (арктические государства) не превышает 5 %, а доля переработ ки колеблется в среднем в преде лах 30 %. Довольно давно отходы рассматриваются этими государ ствами как стратегические ресур сы и как источник дохода, так что мировой опыт в этой сфере давно уже накоплен. «Показатели ресур сосбережения относятся к важней шим показателям качества и конку рентоспособности продукции, на основании которых можно сделать вывод о независимости страны» [1]. Всё это очевидно свидетель ствует о том, что необходима актив ная позиция государства по разви тию отрасли, привлечению в неё инвестиций, а также поддержка создания инфраструктуры полного цикла переработки отходов и раз вития собственных технологий ути лизации отходов производства. Ресурсная эффективность ви дится как одна из целей государ ственной промышленной полити ки с необходимыми объективными методами её измерения, целевы ми показателями и механизмами реализации — через использова ние наилучших доступных техноло гий, вовлечение в экономический оборот вторичных ресурсов про изводства, формирование про мышленных симбиозов, включая экотехнопарки. Литература 1. Ф аю стов А. А. Утилизация промыш ленных отходов и ресурсосбережение. О с новы, концепции, методы. Издательство: И нф ра-И нж енерия. 2019. Стр. 6. 2. Горина М. В., Шаева Т. И. Ж урнал: Э коном ика и социум @ ekonom ika-socium . Статья в выпуске: 2-1 (15), 2015 года. Literature: 1. Fayustov A . A. UtiLization o f industriaL waste and resource saving. FundamentaLs, concepts, and m ethods. PubLishing house: Infra-Engineering. 2019. Page 6. 2. Gorina M. V., Shaeva T. I. JournaL: Econom ics and S ociety @ ekonom ika-socium . ArticLe in the issue: 2-1 (15), 2015. 2 6 | АР К Т И К А —2 0 3 5 : актуальные вопросы, проблемы, решения | 1 | 5 | 2021
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz