Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №1.

ное сырье, сопоставимое по кон­ центрации содержащихся в них по­ лезных компонентов с первичным сырьём и материалами, а в ряде слу­ чаев —даже превосходящее их» [2]. Основным признаком отхода в рос­ сийском законодательстве являет­ ся его опасность. Термином клас­ сов опасности отходов оперирует базовый закон Российской Феде­ рации в области обращения с отхо­ дами (ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», да­ лее — «Федеральный закон об от­ ходах»). На этой основе (ограни­ чительного характера норм) также сложилась соответствующая прак­ тика обращения с отходами, в том числе являющимися вторичными ресурсами —преобладает размеще­ ние отходов. При этом размещение отходов является единственным видом негативного воздействия на окружающую среду, непосред­ ственно относящимся к деятельно­ сти по обращению с отходами. Из преамбулы Федерально­ го закона об отходах следует, что он направлен на предотвращение вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также на вовлечение отхо­ дов в хозяйственный оборот. При этом структура и содержание Феде­ рального закона об отходах характе­ ризуют его как акт экологического законодательства. Администриро­ вание, установленное Федераль­ ным законом об отходах, главным образом направлено на предотвра­ щение негативного воздействия на окружающую среду размещаемых отходов, которые традиционно рас­ сматриваются только как загрязни­ тели окружающей среды. Вместе с тем применительно к отходам, об­ ладающим полезными свойства­ ми, имеющими потенциал вовлече­ ния в хозяйственный оборот, такое администрирование следует при­ 4 h tt p s / /m in g k h s a k h a g o v ru/ terntonaLnaja-shema-obraschem ja-s- othodami 5 https //rosstat govru/foLder/11194 знать предвзятым, создающим пре­ пятствия для реализации одной из целей, собственно декларируемых Федеральным законом об отходах, — вовлечение отходов (как вторичных ресурсов) в хозяйственный оборот. Несовершенство норматив­ но-правового регулирования по широкому кругу вопросов, связан­ ных с оборотом вторичных ресур­ сов, является общим фактом фе­ дерального масштаба, что также оказывает существенное влияние на экономику и экологию Арктиче­ ской зоны Российской Федерации. Целесообразность внедрения тех или иных моделей обращения с отходами является делом самого хозяйствующего субъекта, не име­ ет сколь-нибудь явно выраженно­ го позитивного стимулирования со стороны государства (субсидии, на­ логовые льготы, льготные кредит­ ные ставки, стимулирование спроса на продукцию, произведённую с ис­ пользованием вторичных ресурсов и пр.). В результате в общем объёме образовавшихся промышленных от­ ходов в России, включая Арктиче­ скую зону Российской Федерации, преобладают отходы размещённые. Например, в Якутии этот процент фиксируется на уровне 40,04 % к общему объёму отходов. Дополни­ тельно, значительная доля отходов, порядка 19 %, остаётся необработан­ ной4. При этом объёмы накопленных промышленных и бытовых отходов постоянно растут. По данным Ф е ­ деральной службы государственной статистики за период с 2003-2020 гг. эти объёмы удвоились5. В целом подтверждается пря­ мая зависимость уровня экономи­ ческого развития страны и практи­ ки обращением с отходами. Доля захоронения отходов в Швеции, Бельгии, Дании, Норвегии, Финлян­ дии (арктические государства) не превышает 5 %, а доля переработ­ ки колеблется в среднем в преде­ лах 30 %. Довольно давно отходы рассматриваются этими государ­ ствами как стратегические ресур­ сы и как источник дохода, так что мировой опыт в этой сфере давно уже накоплен. «Показатели ресур­ сосбережения относятся к важней­ шим показателям качества и конку­ рентоспособности продукции, на основании которых можно сделать вывод о независимости страны» [1]. Всё это очевидно свидетель­ ствует о том, что необходима актив­ ная позиция государства по разви­ тию отрасли, привлечению в неё инвестиций, а также поддержка создания инфраструктуры полного цикла переработки отходов и раз­ вития собственных технологий ути­ лизации отходов производства. Ресурсная эффективность ви­ дится как одна из целей государ­ ственной промышленной полити­ ки с необходимыми объективными методами её измерения, целевы­ ми показателями и механизмами реализации — через использова­ ние наилучших доступных техноло­ гий, вовлечение в экономический оборот вторичных ресурсов про­ изводства, формирование про­ мышленных симбиозов, включая экотехнопарки. Литература 1. Ф аю стов А. А. Утилизация промыш ленных отходов и ресурсосбережение. О с ­ новы, концепции, методы. Издательство: И нф ра-И нж енерия. 2019. Стр. 6. 2. Горина М. В., Шаева Т. И. Ж урнал: Э коном ика и социум @ ekonom ika-socium . Статья в выпуске: 2-1 (15), 2015 года. Literature: 1. Fayustov A . A. UtiLization o f industriaL waste and resource saving. FundamentaLs, concepts, and m ethods. PubLishing house: Infra-Engineering. 2019. Page 6. 2. Gorina M. V., Shaeva T. I. JournaL: Econom ics and S ociety @ ekonom ika-socium . ArticLe in the issue: 2-1 (15), 2015. 2 6 | АР К Т И К А —2 0 3 5 : актуальные вопросы, проблемы, решения | 1 | 5 | 2021

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz