Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №1.
дания добавленной стоимости, в виде так называемого промышлен ного симбиоза; • встраивание ресурсоэффек- тивности и ресурсосбережения в задачи экономической политики и интеграцию их в секторальную и межсекторальную политику путём развития «циркулярной» экономи ки, разработки и внедрения инно ваций, привлечения инвестиций в эту сферу, управления занятостью и профессиональными навыками в переходный период. Задача ресурсосбережения ре шается на основе применения ре сурсосберегающих технологий, по зволяющих сократить количество используемых материалов на едини цу продукции. Технологические из менения могут быть осуществлены с помощью как политических мер, так и регулированием цен на сырьё. Политика, законодательство и практика обращения с отходами в ЕС основаны на чёткой иерархии методов, в числе которых наибо лее предпочтительными являются (в порядке убывания): предотвра щение образования отходов, вто ричное использование, утилизация (переработка), производство энер гии топлива и, наконец, захороне ние (Директива № 75/442/ЕЭС от 15 июля 1975 г. об отходах (рамочная директива)). На протяжении длительного периода времени Россия поддер живала идею сближения с Европой, формирования единого экономиче ского пространства, что предпола гает также гармонизацию законода тельства, включающего механизмы регулирования обращения с про мышленными отходами. Несмотря на обилие инициа тив в этой сфере оценка системы целевых актов нормативного и не нормативного характера, применя ющихся в Российской Федерации, позволяет сделать несколько важ ных выводов. В первую очередь необходи мо отметить значительное пре обладание нормативно-техни ческого регулирования в сфере ресурсосбережения и повышения ресурсной эффективности, в том числе по вопросам обращения с промышленными отходами и их вовлечению в повторное исполь зование, над нормативно право вым регулированием (свыше 100 документов). При этом в отличие от эколо гического законодательства Рос сийской Федерации, рассматрива ющего сферу ресурсосбережения в контексте сбережения природ ных ресурсов и вовлечения отхо дов производства и потребления в экономический оборот, документы по стандартизации придают этому понятию более широкий смысл. В межгосударственных и наци ональных стандартах под ресурсос бережением понимается комплекс мер, направленных на рациональ ное использование и эконом ное расходование материальных и энергетических ресурсов при про ведении работ, оказании услуг, на протяжении всех стадий жизненно го цикла продукции и этапов техно логического цикла отходов. Множество стандартов посвя щены различным направлениям ре сурсосбережения, ввиду чего рас сматривают указанное понятие предметно: проблемы обращения с отходами, сбережение природ ных материальных и энергетиче ских ресурсов, вовлечение в эко номический оборот вторичных (техногенных) ресурсов, а также ре сурсосбережение посредством ми нимизации упаковки. Единообразное определение понятий «ресурсосбережение» и «ресурсная эффективность» на уровне федеральных нормативных правовых актов отсутствует. В целом оценка эффективности государственной политики в целе вой сфере может быть осуществле на через анализ: • целеполагания и определения приоритетов в соответствующей сфере общественных отношений; • планирования и программиро вания реализации мероприятий в рамках проводимой государствен ной политики; • финансовое обеспечение ука занных мероприятий. Сразу следует отметить, что Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безо пасности на период до 2035 года, утверждённая Указом Президента РФ от 26.10.2020 № 645, тему ре сурсосбережения и ресурсной эф фективности не поддерживает, це левые показатели не определяет. Государственная поддержка дея тельности в сфере обращения с от ходами в Арктической зоне упо минается в Стратегии в контексте выполнения основных задач в сфере охраны окружающей среды и обеспе чения экологической безопасности (лит. «н» п. 15). В других документах стратегического планирования вто ричные ресурсы выступают только в качестве косвенного инструмен та охраны окружающей среды, но не предметного объекта государствен ной экологической промышленной политики, как отходы производства и потребления, которые обладают ре сурсной ценностью и могут быть по вторно вовлечены в экономический оборот путём переработки, регене рации, рекуперации, рециклинга или иного экономически целесообраз ного применения (см., например, Стратегию развития промышленно сти по обработке, утилизации и обе звреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утв. Распоряжением Правитель ства РФ от 25.01.2018 № 84-р). Российское законодательство не рассматривает отходы, как «цен | Экономика, ресурсы, финансы| Манкулова Ж. А. | 2 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz