Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №1.

дания добавленной стоимости, в виде так называемого промышлен­ ного симбиоза; • встраивание ресурсоэффек- тивности и ресурсосбережения в задачи экономической политики и интеграцию их в секторальную и межсекторальную политику путём развития «циркулярной» экономи­ ки, разработки и внедрения инно­ ваций, привлечения инвестиций в эту сферу, управления занятостью и профессиональными навыками в переходный период. Задача ресурсосбережения ре­ шается на основе применения ре­ сурсосберегающих технологий, по­ зволяющих сократить количество используемых материалов на едини­ цу продукции. Технологические из­ менения могут быть осуществлены с помощью как политических мер, так и регулированием цен на сырьё. Политика, законодательство и практика обращения с отходами в ЕС основаны на чёткой иерархии методов, в числе которых наибо­ лее предпочтительными являются (в порядке убывания): предотвра­ щение образования отходов, вто­ ричное использование, утилизация (переработка), производство энер­ гии топлива и, наконец, захороне­ ние (Директива № 75/442/ЕЭС от 15 июля 1975 г. об отходах (рамочная директива)). На протяжении длительного периода времени Россия поддер­ живала идею сближения с Европой, формирования единого экономиче­ ского пространства, что предпола­ гает также гармонизацию законода­ тельства, включающего механизмы регулирования обращения с про­ мышленными отходами. Несмотря на обилие инициа­ тив в этой сфере оценка системы целевых актов нормативного и не­ нормативного характера, применя­ ющихся в Российской Федерации, позволяет сделать несколько важ­ ных выводов. В первую очередь необходи­ мо отметить значительное пре­ обладание нормативно-техни­ ческого регулирования в сфере ресурсосбережения и повышения ресурсной эффективности, в том числе по вопросам обращения с промышленными отходами и их вовлечению в повторное исполь­ зование, над нормативно право­ вым регулированием (свыше 100 документов). При этом в отличие от эколо­ гического законодательства Рос­ сийской Федерации, рассматрива­ ющего сферу ресурсосбережения в контексте сбережения природ­ ных ресурсов и вовлечения отхо­ дов производства и потребления в экономический оборот, документы по стандартизации придают этому понятию более широкий смысл. В межгосударственных и наци­ ональных стандартах под ресурсос­ бережением понимается комплекс мер, направленных на рациональ­ ное использование и эконом­ ное расходование материальных и энергетических ресурсов при про­ ведении работ, оказании услуг, на протяжении всех стадий жизненно­ го цикла продукции и этапов техно­ логического цикла отходов. Множество стандартов посвя­ щены различным направлениям ре­ сурсосбережения, ввиду чего рас­ сматривают указанное понятие предметно: проблемы обращения с отходами, сбережение природ­ ных материальных и энергетиче­ ских ресурсов, вовлечение в эко­ номический оборот вторичных (техногенных) ресурсов, а также ре­ сурсосбережение посредством ми­ нимизации упаковки. Единообразное определение понятий «ресурсосбережение» и «ресурсная эффективность» на уровне федеральных нормативных правовых актов отсутствует. В целом оценка эффективности государственной политики в целе­ вой сфере может быть осуществле­ на через анализ: • целеполагания и определения приоритетов в соответствующей сфере общественных отношений; • планирования и программиро­ вания реализации мероприятий в рамках проводимой государствен­ ной политики; • финансовое обеспечение ука­ занных мероприятий. Сразу следует отметить, что Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безо­ пасности на период до 2035 года, утверждённая Указом Президента РФ от 26.10.2020 № 645, тему ре­ сурсосбережения и ресурсной эф­ фективности не поддерживает, це­ левые показатели не определяет. Государственная поддержка дея­ тельности в сфере обращения с от­ ходами в Арктической зоне упо­ минается в Стратегии в контексте выполнения основных задач в сфере охраны окружающей среды и обеспе­ чения экологической безопасности (лит. «н» п. 15). В других документах стратегического планирования вто­ ричные ресурсы выступают только в качестве косвенного инструмен­ та охраны окружающей среды, но не предметного объекта государствен­ ной экологической промышленной политики, как отходы производства и потребления, которые обладают ре­ сурсной ценностью и могут быть по­ вторно вовлечены в экономический оборот путём переработки, регене­ рации, рекуперации, рециклинга или иного экономически целесообраз­ ного применения (см., например, Стратегию развития промышленно­ сти по обработке, утилизации и обе­ звреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утв. Распоряжением Правитель­ ства РФ от 25.01.2018 № 84-р). Российское законодательство не рассматривает отходы, как «цен­ | Экономика, ресурсы, финансы| Манкулова Ж. А. | 2 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz