Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №4.
следовательских проектов детей, в том числе связанных с традици онными знаниями, изменением климата, жизнью человека в А р ктике в целом. В заключение отмечаем целе сообразность комплексного под хода к решению поставленных задач при реализации программы «Дети Арктики», в первую оче редь по совершенствованию нор мативно-правовой базы в сфере образования: — принятие федеральной программы «Дети Арктики»; — продолжение работы по узакониванию особенностей об разования для детей, ведущих с родителями кочевой или полуко- чевой образ жи зни. И сключ ение из лицензионных актов требова ния указания адреса, помещений и земельных участков для коче вых дошкольных групп и классов, которые традиционно называют ся «кочевые детские сады» и «ко чевые школы» [14]; — совершенствование меха низмов финансирования в отно шении школ с малой численно стью обучающихся и заработной платы учителей в арктических ре гионах Российской Федерации; — передача в регионы Рос сийской Федерации полномо чий по организации разработки примерных основных образова тельных программ и учебно-ме тодических комплектов по род ным языкам коренных народов по единым подходам, но с учётом состояния родных языков, поли- культурных и полилингвальных школ; — выделение во всех нацио нальных проектах арктической составляющей, в том числе со здание цифровой образователь ной инфраструктуры, поддержка учителей Арктики, создание ус ловий для успеха каждого ребён ка, развитие кочевых школ, обе спечение специализированным транспортом и другие; — продолжить работу при Министерстве просвещения РФ по арктическому образованию Literature для выработки общих подходов, конкретных механизмов под держки особенностей развития системы образования в Арктиче ских регионах. 1.The presidential decree o f 26 O ctober 2020 No. 645 "About the development Strategy o f the Arctic zone o f the Russian Federation and national security for the period up to 2035". 2. Arctic human development report: regional processes and global linkages / Joan Nymand Larsen and Gail Fondahl (editors) / / Copenhagen: Nordic Council o f ministers. 2015. P. 500. https://www.researchgate.net/publication/276548824 3. Sinitsa A. L. Improving the level and quality o f education o f indigenous peoples o f the North: problems and prospects // Standard o f living o f the population o f the Russian regions. 2019. No. 3 (213). P. 70-81. Doi: 10.24411 / 1999-9836-2019-10074 4. Mitko A.V. Prospects for the development o f "Arctic education" o f indigenous peoples o f the North / materials o f the all-Russian interdisciplinary conference "Security o f society: strategic resources for ensuring psychological well-being and health o f the nation” / / Moscow, 2018, February 28, P. 135-144. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36909814 5. Information and analytical materials o f the State Assembly (Il Tumen) / for the meeting o f the Council for the Arctic and Antarctic under the Federation Council o f the Federal Assembly o f the Russian Federation / / Moscow. 2020. February 28. 6. Sitnikova Natalia Vasilievna, Nikolaeva Alla Dmitrievna / Modern Nomads: Education on the Way. Journal o f Critical Reviews. 2020; 7 (13): 3156-3162 Doi: 10.31838/jcr.07.13.507 http://www.jcreview.com/fulltext/197-1599210724.pdf?1603935078 7. Gabysheva F. V. How to support the mother language in the conditions o f multilingualism: the experience o f the Republic o f Sakha (Yakutia) / proceedings o f the international conference "Preservation o f the languages o f the peoples o f the world and development o f linguistic diversity in cyberspace: context, policy, practice. Section 7. Social movements and language policy": text o f the speech / / Yakutsk. 2019. July 03. 8. Gruzdeva Ekaterina and Juha Janhunen. Revitalization o f Nivkh on Sakhalin // presented at the first International Conference on Revitalizatio, Barcelona, A p ril 2017. www. acdemia.edu/30236264/Revitalization_of_Nivkh_on_Sakhalin (Accessed 30 May 2017). 9. Sitnikova N. V. Basic values o f the Arctic circumpolar civilization in the modernization o f nomadic lifestyle / / Topical issues o f scientific knowledge: materials o f the interregional thematic collection w ith international participation / ed. academician o f the Russian Academy o f Sciences V. G. Degtyar, academician o f the IAF V. p. Klochkov, corresponding member o f the RAO F. F. Kharisov. Kurgan: Kurgan state University, 09.2020. P. 487-494. 10. Robbek V. A. Scientific foundations o f the education system o f the nomadic peoples o f the North. Novosibirsk: Nauka, 2007, P. 58. 11. Robbek V. A., Gabysheva F. V., Nikitina R. S., Sitnikova N. V. Promoting educational access for the indigenous reindeer herders, fisherpeople and hunters in the nomadic schools o f Yakutia / Traveller, Nomadic and Migrant Education"/ edited by Patrick Alan Danaher, Mairin Kenny, and Judith Remy Leder. First published 2009 by Routledge. NewYork, London. P.74-86. 12. Fedorov G. M. Educational Programs Forming Ethnocultural and Regional Identity in Children o f Indigenous Peoples o f the North and the Arctic / / Astra Salvensis V (2018) No. 9 P. 403-410 13. Gabysheva F. V., Sitnikova N. V. On the issue o f creating an open digital educational environment for indigenous peoples o f the North, Siberia, and the Far East. / Materials o f the all-Russian scientific and practical conference "Native languages o f the peoples o f the Russian Federation": preprint / / Moscow. 2019. P. 262-268. 14. Sitnikova N. V., Gabysheva F. V. Experience in organizing and modern trends in the education o f children o f indigenous nomadic peoples / Pedagogy, No. 9, 2020. P. 78-85. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44030478 8 8 | А Р К Т И К А — 2 0 3 5 : актуальные вопросы, проблемы, решения | 4 | 2020 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz