Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №4.

Другой подход строится на убеждении, что, при всей несо­ мненной важности охраны ар­ ктической природы, она вполне может сочетаться с разумным хо­ зяйственным освоением регио­ на. Главными факторами успеха при этом считаются развитие со­ временных технологий, строгий экологический контроль, воспи­ тание сознательного отношения к природе у всех, кто занимается Арктикой в регионе и за его пре­ делами. Таких взглядов, кстати, придерживаются предшественни­ ки России на посту председателя в АС — Финляндия и Исландия. В России данный подход на­ шёл четкое отражение в недав­ но принятых стратегических до ­ кументах — Основах Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и упомянутой Стра­ тегии. Представляется, что пред­ седательство России даёт заме­ чательную возможность шире транслировать их мировой обще­ ственности. Самым весомым аргументом здесь призвана стать эффективная и экологически устойчивая прак­ тическая реализация проектов в Арктике, включая совместные проекты. Равным образом, более всего подорвать наши позиции могут экологические скандалы вроде недавних аварийных раз­ ливов на Таймыре и реке Колве. В этой связи на всю хозяйственную деятельность в АЗРФ ложится по­ вышенная политическая «нагруз­ ка», хотя очевидно, что действо­ вать в Арктике ответственно надо не напоказ, а в интересах самой страны и её северян. Российское председа­ тельство и Арктиче­ ский совет В общем виде задача постав­ лена в пункте «б» статьи 16 Ос­ нов государственной политики в Арктике: «закрепление за Аркти­ ческим советом роли ключевого регионального объединения, ко­ ординирующего международную деятельность в регионе» [4]. В этом смысле успех председатель­ ства России в АС важен не только для её собственного престижа, но и для самой организации. Финляндское председатель­ ство (2017-2019 гг.) не по вине Финляндии завершилось прак­ тически скандально: Админи­ страция США, начавшая сложный процесс «поворота на Север», выбрала заключительную Мини­ стерскую встречу АС в Рованиеми в мае 2019 г. для провозглашения линии на жёсткую конфронта­ цию с Россией и КНР. Госсекре­ тарь США М. Помпео, выступив в Рованиеми накануне официаль­ ных мероприятий, обвинил нашу страну в «агрессивном поведе­ нии» в Арктике, а КНР — в попыт­ ках скрытно установить в регионе военное присутствие [5]. Сама же встреча, впервые в истории АС, завершилась без принятия ито­ гового коммюнике из-за несогла­ сия американской делегации с её климатическими целями. На нынешнее председатель­ ство Исландии (2019-2021 гг.), к сожалению, тяжелый отпечаток наложила пандемия COVID-19, ударившая и по острову. Целый ряд мероприятий АС, в подго­ товку которых исландцы вло­ жили немало душевных сил и энергии, оказались переведены в онлайн-формат, который, при всех достоинствах современ­ ных коммуникаций, не способен полноценно заменить личного общения. Кроме того, сама И с­ ландия, уже полтора десятиле­ тия широко развивающая связи с КНР, в последнюю пару лет под­ вергается жёсткому прессингу Вашингтона. Чтобы переломить эти нега­ тивные тенденции (а очевидно, что попытки ущемить и о по ро ­ чить Россию будут и в АС, пусть и в ущерб самой организации), нашей стране следует действо­ вать конструктивно и на опере ­ жение. Особый упор здесь, ви­ димо, надо делать на экологию и человеческое измерение Се­ вера, помноженные на совре­ менные технологии. Замечатель­ ный пример — запускаемый в АС по российской инициативе про ­ ект цифровизации языкового и культурного наследия коренных народов Арктики, в реализации которого главную роль будут играть не столичные, а якутские специалисты. В политической плоскости необходимо не допускать ситу­ ации, при которой Россия и АС оказались бы зажаты в тиски ар­ ктического противостояния США и КНР. Эта задача по плечу имен­ но нашей стране, поскольку она — самостоятельный и объективно самый сильный «игрок» на миро­ вом Севере. Общая формула представля­ ется достаточно понятной: А р ­ ктика должна стать полигоном взаимовыгодного сотрудничества всех заинтересованных стран, в том числе внерегиональных — но при условии, что эти послед­ ние признают особые права и ответственность арктических го­ сударств, имеющих юрисдикцию над заполярными территориями и акваториями, и их постоянных жителей. Отметим что структура АС отражает эту логику, предус­ матривая разные статусы — Члены Совета (арктические государства), Наблюдатели (неарктические го­ сударства, а также межправитель­ ственные, межпарламентсвкие и неправительственные органи­ зации) и Постоянные участники (организации коренных жителей). Очевидно, тем не менее, что по ­ вседневная практика российско­ го председательства потребует творческого применения и раз­ вития этих принципов. | Государственная политика в Арктике | Криворотов А . К. | 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz