Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №4.
Другой подход строится на убеждении, что, при всей несо мненной важности охраны ар ктической природы, она вполне может сочетаться с разумным хо зяйственным освоением регио на. Главными факторами успеха при этом считаются развитие со временных технологий, строгий экологический контроль, воспи тание сознательного отношения к природе у всех, кто занимается Арктикой в регионе и за его пре делами. Таких взглядов, кстати, придерживаются предшественни ки России на посту председателя в АС — Финляндия и Исландия. В России данный подход на шёл четкое отражение в недав но принятых стратегических до кументах — Основах Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и упомянутой Стра тегии. Представляется, что пред седательство России даёт заме чательную возможность шире транслировать их мировой обще ственности. Самым весомым аргументом здесь призвана стать эффективная и экологически устойчивая прак тическая реализация проектов в Арктике, включая совместные проекты. Равным образом, более всего подорвать наши позиции могут экологические скандалы вроде недавних аварийных раз ливов на Таймыре и реке Колве. В этой связи на всю хозяйственную деятельность в АЗРФ ложится по вышенная политическая «нагруз ка», хотя очевидно, что действо вать в Арктике ответственно надо не напоказ, а в интересах самой страны и её северян. Российское председа тельство и Арктиче ский совет В общем виде задача постав лена в пункте «б» статьи 16 Ос нов государственной политики в Арктике: «закрепление за Аркти ческим советом роли ключевого регионального объединения, ко ординирующего международную деятельность в регионе» [4]. В этом смысле успех председатель ства России в АС важен не только для её собственного престижа, но и для самой организации. Финляндское председатель ство (2017-2019 гг.) не по вине Финляндии завершилось прак тически скандально: Админи страция США, начавшая сложный процесс «поворота на Север», выбрала заключительную Мини стерскую встречу АС в Рованиеми в мае 2019 г. для провозглашения линии на жёсткую конфронта цию с Россией и КНР. Госсекре тарь США М. Помпео, выступив в Рованиеми накануне официаль ных мероприятий, обвинил нашу страну в «агрессивном поведе нии» в Арктике, а КНР — в попыт ках скрытно установить в регионе военное присутствие [5]. Сама же встреча, впервые в истории АС, завершилась без принятия ито гового коммюнике из-за несогла сия американской делегации с её климатическими целями. На нынешнее председатель ство Исландии (2019-2021 гг.), к сожалению, тяжелый отпечаток наложила пандемия COVID-19, ударившая и по острову. Целый ряд мероприятий АС, в подго товку которых исландцы вло жили немало душевных сил и энергии, оказались переведены в онлайн-формат, который, при всех достоинствах современ ных коммуникаций, не способен полноценно заменить личного общения. Кроме того, сама И с ландия, уже полтора десятиле тия широко развивающая связи с КНР, в последнюю пару лет под вергается жёсткому прессингу Вашингтона. Чтобы переломить эти нега тивные тенденции (а очевидно, что попытки ущемить и о по ро чить Россию будут и в АС, пусть и в ущерб самой организации), нашей стране следует действо вать конструктивно и на опере жение. Особый упор здесь, ви димо, надо делать на экологию и человеческое измерение Се вера, помноженные на совре менные технологии. Замечатель ный пример — запускаемый в АС по российской инициативе про ект цифровизации языкового и культурного наследия коренных народов Арктики, в реализации которого главную роль будут играть не столичные, а якутские специалисты. В политической плоскости необходимо не допускать ситу ации, при которой Россия и АС оказались бы зажаты в тиски ар ктического противостояния США и КНР. Эта задача по плечу имен но нашей стране, поскольку она — самостоятельный и объективно самый сильный «игрок» на миро вом Севере. Общая формула представля ется достаточно понятной: А р ктика должна стать полигоном взаимовыгодного сотрудничества всех заинтересованных стран, в том числе внерегиональных — но при условии, что эти послед ние признают особые права и ответственность арктических го сударств, имеющих юрисдикцию над заполярными территориями и акваториями, и их постоянных жителей. Отметим что структура АС отражает эту логику, предус матривая разные статусы — Члены Совета (арктические государства), Наблюдатели (неарктические го сударства, а также межправитель ственные, межпарламентсвкие и неправительственные органи зации) и Постоянные участники (организации коренных жителей). Очевидно, тем не менее, что по вседневная практика российско го председательства потребует творческого применения и раз вития этих принципов. | Государственная политика в Арктике | Криворотов А . К. | 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz