Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №4.

низкая скорость и высокие тари­ фы доступа к Интернету по спут­ никовой технологии. Только в двух из 95-ти школ арктических районов Якутии обеспечена ско­ рость более 100 мегабит в минуту. В рамках национального про­ екта цифровые образовательные программы начинают проникать в Арктику. Нужно более мас­ штабное вливание финансовых средств в техническое переобо­ рудование, государственное суб­ сидирование операторов связи, обеспечение безлимитного до ­ ступа населения к высокоскорос­ тному интернету [13]. Необходимо решать вопро­ сы реализации Космической про­ граммы Российской Федерации по запуску спутников связи с вы­ сокой пропускной способностью (HTS, high-throughput satellite), которые обеспечивают увеличе­ ние общей пропускной способ­ ности по сравнению с традици­ онными спутниками от 2 до 20 и более раз, в том числе по проек­ ту по негеостационарным спут­ никам связи. Например, проект средне-орбитальной группиров­ ки спутников «Сфера», высоко­ эллиптических спутников связи «Экспресс-РВ» [5]. • Вгоспрограмму «Дети Аркти­ ки» предлагаем включить также мероприятия по совершенство­ ванию системы дополнительно­ го образования с созданием со­ временной инфраструктуры для развития способностей и талан­ тов каждого ребёнка. Среди де­ тей Арктики, несомненно, есть одарённые, «юные Ломоносо­ вы». Но только единицы покоря­ ют российский уровень. Среди них: Слепцова Анастасия, учени­ ца 9 класса Борулахской средней школы Верхоянского улуса, по ­ бедитель Всероссийского кон­ курса исследовательских крае­ ведческих работ «Отечество» по материалам экспедиции на полюс холода в Верхоянье. Есть призё­ ры из Анабарского, Аллайхов- ского, Оленёкского, Эвено-Бы- тантайского улусов. В основном они представляют уникальную Литература культуру, арктические ценности, экологическое и этническое ми­ ровоззрение народов. Очевид­ на необходимость поддержки ис- 1. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития А ркти­ ческой зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на пе­ риод до 2035 г.». 2. Отчёт о развитии человечества в Арктике: региональные процессы и глобальные связи / Джоан Ниманд Ларсен и Гейл Фондаль (редакторы) // Копенгаген: Совет мини­ стров Северных стран. 2015. С. 500. https://www.researchgate.net/publication/276548824 3. Синица А. Л. Повышение уровня и качества образования коренных малочислен­ ных народов Севера: проблемы и перспективы / / Уровень жизни населения регионов России. 2019. № 3 (213). С. 70-81. Doi: 10.24411/1999-9836-2019-10074. 4. Митько А. В. Перспективы развития «Арктического образования» коренных ма­ лочисленных народов Севера / материалы всероссийской междисциплинарной конфе­ ренции Безопасность социума: стратегические ресурсы обеспечения психологическо­ го благополучия и здоровья нации” / / Москва. 2018, 28 февраля. С. 135-144. https://www. elibrary.ru/item.asp?id=36909814 5. Информационно-аналитические материалы Государственного Собрания (Ил Тумэн) / к заседанию Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федераль­ ного Собрания Российской Федерации / / Москва. 2020. 28 февраля. 6. Ситникова Наталья Васильевна, Николаева Алла Дмитриевна / Современные ко­ чевники: образование в пути. Журнал критических обзоров. 2020; 7 (13): 3156-3162 Doi: 10.31838/jcr.07.13.507 http://www.jcreview.com/fulltext/197-1599210724.pdf?1603935078 7. Габышева Ф. В. Как поддержать материнский язык в условиях многоязычия: опыт Республики Саха (Якутия) / материалы международной конференции «Сохранение язы­ ков народов мира и развитие языкового разнообразия в киберпространстве: контекст, политика, практика. Секция 7. Общественные движения и языковая политика»: текст вы­ ступления / / Якутск. 2019. 03 июля. 8. Груздева Екатерина и Юха Янхунен. Ревитализация нивхов на Сахалине / / пред­ ставлена на первой Международной конференции по ревитализации, Барселона, апрель. 2017. www.acdemia.edu/30236264/Revitalization_of_Nivkh_on_Sakhalin (Accessed 30 May 2017). 9. Ситникова Н. В. Базовые ценности арктической циркумполярной цивилизации при модернизации кочевого образа жизни / / Актуальные вопросы научного знания: материа­ лы межрегионального тематического сборника с международным участием / под ред. ака­ демика РАН В. Г. Дегтяря, академика МАФО В. П. Клочкова, члена-корреспондента РАО Ф. Ф. Харисова. Курган: Курганский государственный университет, 09.2020. С. 487-494. 10. Роббек В. А. Научные основы создания системы образования кочевых народов Севера. Новосибирск: Наука, 2007. С. 58. 11. Роббек В. А., Габышева Ф. В., Никитина Р. С., Ситникова Н. В. Содействие доступу к образованию для коренных оленеводов, рыбаков и охотников в кочевых школах Якутии / Обучение путешественников, кочевников и мигрантов / под редакцией Патрика Алан Данахера, Майрин Кенни и Джудит Реми. Leder. Впервые опубликовано Routledge в 2009 году. Нью-Йорк, Лондон. С.. 74-86 12. Федоров Г. М. Образовательные программы, формирующие этнокультурную и ре­ гиональную идентичность у детей коренных народов Севера и Арктики / / Astra Salvensis V (2018) № 9. С.. 403-410 13. Габышева Ф. В., Ситникова Н. В. К вопросу о создании открытой цифровой обра­ зовательной среды для коренных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока. / Материа­ лы Всероссийской научно-практической конференции «Родные языки народов Россий­ ской Федерации»: preprint / / Москва. 2019. С. 262-268. 14. Ситникова Н. В., Габышева Ф. В. Опыт организации и современные тенденции о б ­ разования детей коренных кочующих народов / Педагогика, №9, 2020. С. 78-85 https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=44030478 | Социальная сфера | Ситникова Н. В., Габышева Ф. В. 8 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz