Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №4.
• Обеспечение доступности профессионального образова ния с созданием образователь ных кластеров, направленных на поддержку проектов сетевого взаимодеиствия учреждении о б щего образования, дополнитель ного образования, профессио нального образования, крупных промышленных предприятии и бизнес-структур. Формирование научного и кадрового потенци ала для развития Арктики необ ходимо включить в перечень на правлении программы, так как в Арктике, как нигде, ощущается ка дровый голод. В рамках этого на правления необходимо преду смотреть поддержку создания условии для профессиональнои ориентации, адаптации в профес сии и развития дополнительных образовательных программ, ори ентированных на подготовку ка дров. • Необходимо максимальное «инвестирование родного язы ка» в ребёнка с младенческого возраста [7]. Наша задача — вер нуть язык в семью. В детях самой природои заложена удивительная способность к овладению не толь ко родным, но и вторым языком, а также возможность приобщения к третьему языку. Чрезвычайно важ но не упускать бесценный период времени «от рождения до школы», когда у ребёнка только начинает проявляться когнитивная актив ность, потребность в познании окружающего мира. [8] Дополни тельным шагом на пути к сохране нию родного языка и передачи его подрастающему поколению явля ется проведение информацион но-просветительских кампаний для родителей, стимулирование и поощрение семей, воспитываю щих детей на этнокультурной ос нове. Особая роль отводится вза имодействию образовательных организаций с семьёй, обществен ными организациями, различны ми учреждениями и структурами [9]. Например, в с. Улахан-Чистай Момского улуса результатом вза имодействия средней школы, детского движения «Юный оле невод» и общин коренных мало численных народов и оленеводов является создание детского оле неводческого стойбища (кочевых лагерей), где погружение в мате ринский язык происходит в про цессе практической деятельности. В дошкольных и общеобразо вательных организациях должна быть создана целостная культур но-языковая среда. Её ключевы ми составляющими должны быть «предметно-развивающая сре да», «культурно-образовательная среда», «коммуникативная сре да», в том числе эстетическая и этическая, насыщенные этнокуль турной информацией, маркиро ванной лексикой, приобщающие к духовному наследию предков [10]. Сегодня, к сожалению, слож но мотивировать детей на обуче ние родного языка, когда окру жающая среда ориентирована на другие ценности. Именно поэ тому так важно применять осо бый подход к созданию языковой среды в школе, где дети пребыва ют около 11 лет. Особо важным направлени ем дополнительного образова ния считаем создание языковых «клубов» (общинные, детские, мо лодёжные, воскресные, летние, виртуальные и т. д.). В диалоге с носителями языков (старейшина ми, писателями, учёными, деятеля ми культуры) дети демонстрируют то, чему научились (чтение стихов, пение, постановка сказок, флеш- мобы на родном языке и т. д.). Исследователи выражают беспокойство тем, что в ближай шем будущем могут исчезнуть не только родные языки корен ных малочисленных народов Се вера, но и традиционные знания, жизненно-важные умения и на выки, например, по оленевод ству, рыболовству, обеспечению безопасности жизнедеятельно сти в условиях кочевого образа жизни [11; 12]. В связи с этим не обходимо проектирование моде ли сохранения и развития родных языков коренных народов с Кон цепцией и Дорожной картой ре ализации; разработка вариатив ных технологий и учебников по родным языкам на основе инте грации традиционных педагоги ческих систем коренных народов, современных образовательных практик и информационно-ком муникационных технологий и ресурсов; реализация проектов, мотивирующих семьи и детей к изучению родного языка и при общению к самобытной культуре через развитие неформального и информального этнокультур ного компонента системы о б разования; создание комплекс ной культурно-образовательной, языковой среды в образователь ных организациях; создание сети проектно-ориентированных о б разовательных организаций «Ар ктический форпост», направлен ных на создание исчерпывающих условий для устойчивого разви тия регионов. Значительного финансирова ния требует обеспечение мало численных народов учебниками и методическими пособиями по родным языкам. В связи с малой численностью детей, изучающих тот или иной родной язык и ли тературу, культуру, историю ре гиона, цена за один учебник при тираже 500 экз. составляет бо лее 1500 рублей, при тираже 250 экз. — около 3 тысяч рублей. Что бы полностью обеспечить школы учебно-методическими комплек тами, в том числе по пяти офи циальным языкам с диалектами только нашей республике нуж ны средства в размере около 428 млн. • Для прорыва в качестве об разования необходима госу дарственная поддержка в обе спечении цифрового равенства арктических регионов. Сегод ня объективная реальность — это 8 6 I А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 4 | 2020 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz