Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №4.

• Обеспечение доступности профессионального образова­ ния с созданием образователь­ ных кластеров, направленных на поддержку проектов сетевого взаимодеиствия учреждении о б ­ щего образования, дополнитель­ ного образования, профессио­ нального образования, крупных промышленных предприятии и бизнес-структур. Формирование научного и кадрового потенци­ ала для развития Арктики необ­ ходимо включить в перечень на­ правлении программы, так как в Арктике, как нигде, ощущается ка­ дровый голод. В рамках этого на­ правления необходимо преду­ смотреть поддержку создания условии для профессиональнои ориентации, адаптации в профес­ сии и развития дополнительных образовательных программ, ори ­ ентированных на подготовку ка­ дров. • Необходимо максимальное «инвестирование родного язы­ ка» в ребёнка с младенческого возраста [7]. Наша задача — вер­ нуть язык в семью. В детях самой природои заложена удивительная способность к овладению не толь­ ко родным, но и вторым языком, а также возможность приобщения к третьему языку. Чрезвычайно важ­ но не упускать бесценный период времени «от рождения до школы», когда у ребёнка только начинает проявляться когнитивная актив­ ность, потребность в познании окружающего мира. [8] Дополни­ тельным шагом на пути к сохране­ нию родного языка и передачи его подрастающему поколению явля­ ется проведение информацион­ но-просветительских кампаний для родителей, стимулирование и поощрение семей, воспитываю­ щих детей на этнокультурной ос­ нове. Особая роль отводится вза­ имодействию образовательных организаций с семьёй, обществен­ ными организациями, различны­ ми учреждениями и структурами [9]. Например, в с. Улахан-Чистай Момского улуса результатом вза­ имодействия средней школы, детского движения «Юный оле­ невод» и общин коренных мало­ численных народов и оленеводов является создание детского оле­ неводческого стойбища (кочевых лагерей), где погружение в мате­ ринский язык происходит в про­ цессе практической деятельности. В дошкольных и общеобразо­ вательных организациях должна быть создана целостная культур­ но-языковая среда. Её ключевы­ ми составляющими должны быть «предметно-развивающая сре­ да», «культурно-образовательная среда», «коммуникативная сре­ да», в том числе эстетическая и этическая, насыщенные этнокуль­ турной информацией, маркиро­ ванной лексикой, приобщающие к духовному наследию предков [10]. Сегодня, к сожалению, слож­ но мотивировать детей на обуче­ ние родного языка, когда окру­ жающая среда ориентирована на другие ценности. Именно поэ­ тому так важно применять осо­ бый подход к созданию языковой среды в школе, где дети пребыва­ ют около 11 лет. Особо важным направлени­ ем дополнительного образова­ ния считаем создание языковых «клубов» (общинные, детские, мо­ лодёжные, воскресные, летние, виртуальные и т. д.). В диалоге с носителями языков (старейшина­ ми, писателями, учёными, деятеля­ ми культуры) дети демонстрируют то, чему научились (чтение стихов, пение, постановка сказок, флеш- мобы на родном языке и т. д.). Исследователи выражают беспокойство тем, что в ближай­ шем будущем могут исчезнуть не только родные языки корен­ ных малочисленных народов Се­ вера, но и традиционные знания, жизненно-важные умения и на­ выки, например, по оленевод­ ству, рыболовству, обеспечению безопасности жизнедеятельно­ сти в условиях кочевого образа жизни [11; 12]. В связи с этим не­ обходимо проектирование моде­ ли сохранения и развития родных языков коренных народов с Кон­ цепцией и Дорожной картой ре­ ализации; разработка вариатив­ ных технологий и учебников по родным языкам на основе инте­ грации традиционных педагоги­ ческих систем коренных народов, современных образовательных практик и информационно-ком­ муникационных технологий и ресурсов; реализация проектов, мотивирующих семьи и детей к изучению родного языка и при­ общению к самобытной культуре через развитие неформального и информального этнокультур­ ного компонента системы о б ­ разования; создание комплекс­ ной культурно-образовательной, языковой среды в образователь­ ных организациях; создание сети проектно-ориентированных о б ­ разовательных организаций «Ар­ ктический форпост», направлен­ ных на создание исчерпывающих условий для устойчивого разви­ тия регионов. Значительного финансирова­ ния требует обеспечение мало­ численных народов учебниками и методическими пособиями по родным языкам. В связи с малой численностью детей, изучающих тот или иной родной язык и ли­ тературу, культуру, историю ре­ гиона, цена за один учебник при тираже 500 экз. составляет бо ­ лее 1500 рублей, при тираже 250 экз. — около 3 тысяч рублей. Что­ бы полностью обеспечить школы учебно-методическими комплек­ тами, в том числе по пяти офи­ циальным языкам с диалектами только нашей республике нуж­ ны средства в размере около 428 млн. • Для прорыва в качестве об ­ разования необходима госу­ дарственная поддержка в обе­ спечении цифрового равенства арктических регионов. Сегод­ ня объективная реальность — это 8 6 I А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 4 | 2020 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz