Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №4.

фективность. Предлагаем созда­ ние подобных межрегиональных арктических школ-интернатов, финансируемых из федераль­ ного бюджета. В сентябре 2020 года в Якутске открылась Меж­ дународная арктическая шко­ ла, которая будет реализовывать программу международного ба­ калавриата с фокусом на Ар к ти ­ ку. При разработке концепции содержания данного учебного заведения мы постарались во­ плотить идеи, связанные с луч­ шей отечественной и междуна­ родной практикой. Вместе с тем необходимо рас­ ширить перечень образователь­ ных организаций, строящихся за счёт федеральной программы. В настоящее время предусмотрена федеральная программа по строи­ тельству взамен аварийных и вет­ хих зданий, по которой, в Якутии строится всего 2 школы, а требу­ ется 47 школ. Между тем, если по России в 2018 году доля аварий­ ных и ветхих школ составляет 1%, в ДВФО — 13 %, то в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) — 18 %. По объективным причинам стоимость строительства весьма высокая. Если строительство од­ ного ученического места в цен­ тральной Якутии стоит более 2,5 млн. рублей,то в арктическом ре­ гионе свыше 5 млн. рублей [5]. В этой связи при проекти­ ровании необходимо преду­ смотреть типовые здания мно­ гофункциональных центров, предназначенных для малочис­ ленных населённых пунктов, включающих блоки для детских садов, учреждений дополни­ тельного образования, спортив­ ные залы,библиотеки, проектное пространство. Блоки могут быть модульными для транспортиров­ ки при необходимости в другие населённые пункты. • В программе «Дети Арктики» предлагаем выделить направление по поддержке образования детей, ведущих с родителями кочевой или полукочевой образ жизни в местах традиционного прожива­ ния и традиционной хозяйствен­ ной деятельности. По данным Министерства просвещения Рос­ сийской Федерации, более 2 ты­ сяч детей дошкольного и более 4 тысяч детей школьного возрас­ та ведут кочевой или полукоче­ вой образ жизни [6]. Необходимы меры для модернизации инфра­ структуры кочевого образования, оснащения кочевых школ. Можно было бы запустить в арктических регионах проекты «Специализи­ рованный транспорт для кочевой школы» — в северном варианте — вездеходная техника; «Арктиче­ ское цифровое кольцо», оказы­ вать поддержку движения «Юные оленеводы», проводить между­ народные фестивали, конкурсы, в том числе конкурс «ArcticSkills» по приобщению детей к основам традиционных видов хозяйство­ вания. Для выявления и поддерж­ ки лучшей региональной практики по привлечению детей, родителей и общин малочисленных народов к сохранению родных языков ко­ ренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в кочевых школах и кочевых детских садах предлагаем проведение Всероссийского кон­ курса. Данные мероприятия могут стать также основой для между­ народного проекта Арктического Совета в период председательства Российской Федерации в Аркти­ ческом совете в 2021-2023 гг. Необходимо предусмотреть и мобильные краткосрочные об ­ разовательные программы типа «Легомобиль» для дошкольников, «Мобильный кванториум» — для школьников. Еще одним ресур­ сом могут стать краткосрочные программы учреждений среднего профессионального образования по актуальным специальностям: оператор цифровых систем в горнодобывающей отрасли; опе­ ратор беспилотных летательных аппаратов; оператор, токарь и фрезеровщик на станках с число­ вым программным управлением; специалист по цифровой геоде­ зии, специалист по управлению энергоэффективностью в услови­ ях Крайнего Севера и т. д. в рам­ ках дуального образования. • Кадровое обеспечение яв­ ляется одним из факторов, вли­ яющих на качество образования. Как показывают исследования Всемирного банка, результаты прохождения теста Международ­ ной программы по оценке обра­ зовательных достижений учащих­ ся (PISA) у 15-летних подростков, которые хотят стать учителями, почти во всех странах ниже сред­ них [5]. Во-вторых, в педагогиче­ ские вузы поступают абитуриен­ ты, не попавшие в другие вузы, в-третьих, после окончания уч­ реждений профессионального образования в педагоги идут вы­ пускники, не нашедшие работу в других отраслях. Дефицит ка­ дров в сельских школах, тем бо ­ лее в арктических, усугубляется факторами, изложенными выше — сложная транспортная логистика, отсутствие интернета, современ­ ной инфраструктуры — а также зарплатой, в разы меньше, чем у городских учителей. Данная си ­ туация продиктована малой чис­ ленностью обучающихся. Поэтому одним из механиз­ мов может стать законодательное закрепление распределения вы­ пускников организаций профес­ сионального образования, обу­ чавшихся на бюджетной основе. Предлагаем предусмотреть про­ ект «Учитель Арктики» аналогич­ ный проекту «Земский учитель», так как предоставленная регио­ нам на данный момент квота да­ леко недостаточна для покрытия реальной потребности. Возможно использование та­ ких форм поддержки как север­ ные надбавки, районные коэффи­ циенты, жильё, ежегодная оплата проезда. | Социальная сфера | Ситникова Н. В., Габышева Ф. В. 8 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz