Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №4.
фективность. Предлагаем созда ние подобных межрегиональных арктических школ-интернатов, финансируемых из федераль ного бюджета. В сентябре 2020 года в Якутске открылась Меж дународная арктическая шко ла, которая будет реализовывать программу международного ба калавриата с фокусом на Ар к ти ку. При разработке концепции содержания данного учебного заведения мы постарались во плотить идеи, связанные с луч шей отечественной и междуна родной практикой. Вместе с тем необходимо рас ширить перечень образователь ных организаций, строящихся за счёт федеральной программы. В настоящее время предусмотрена федеральная программа по строи тельству взамен аварийных и вет хих зданий, по которой, в Якутии строится всего 2 школы, а требу ется 47 школ. Между тем, если по России в 2018 году доля аварий ных и ветхих школ составляет 1%, в ДВФО — 13 %, то в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) — 18 %. По объективным причинам стоимость строительства весьма высокая. Если строительство од ного ученического места в цен тральной Якутии стоит более 2,5 млн. рублей,то в арктическом ре гионе свыше 5 млн. рублей [5]. В этой связи при проекти ровании необходимо преду смотреть типовые здания мно гофункциональных центров, предназначенных для малочис ленных населённых пунктов, включающих блоки для детских садов, учреждений дополни тельного образования, спортив ные залы,библиотеки, проектное пространство. Блоки могут быть модульными для транспортиров ки при необходимости в другие населённые пункты. • В программе «Дети Арктики» предлагаем выделить направление по поддержке образования детей, ведущих с родителями кочевой или полукочевой образ жизни в местах традиционного прожива ния и традиционной хозяйствен ной деятельности. По данным Министерства просвещения Рос сийской Федерации, более 2 ты сяч детей дошкольного и более 4 тысяч детей школьного возрас та ведут кочевой или полукоче вой образ жизни [6]. Необходимы меры для модернизации инфра структуры кочевого образования, оснащения кочевых школ. Можно было бы запустить в арктических регионах проекты «Специализи рованный транспорт для кочевой школы» — в северном варианте — вездеходная техника; «Арктиче ское цифровое кольцо», оказы вать поддержку движения «Юные оленеводы», проводить между народные фестивали, конкурсы, в том числе конкурс «ArcticSkills» по приобщению детей к основам традиционных видов хозяйство вания. Для выявления и поддерж ки лучшей региональной практики по привлечению детей, родителей и общин малочисленных народов к сохранению родных языков ко ренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в кочевых школах и кочевых детских садах предлагаем проведение Всероссийского кон курса. Данные мероприятия могут стать также основой для между народного проекта Арктического Совета в период председательства Российской Федерации в Аркти ческом совете в 2021-2023 гг. Необходимо предусмотреть и мобильные краткосрочные об разовательные программы типа «Легомобиль» для дошкольников, «Мобильный кванториум» — для школьников. Еще одним ресур сом могут стать краткосрочные программы учреждений среднего профессионального образования по актуальным специальностям: оператор цифровых систем в горнодобывающей отрасли; опе ратор беспилотных летательных аппаратов; оператор, токарь и фрезеровщик на станках с число вым программным управлением; специалист по цифровой геоде зии, специалист по управлению энергоэффективностью в услови ях Крайнего Севера и т. д. в рам ках дуального образования. • Кадровое обеспечение яв ляется одним из факторов, вли яющих на качество образования. Как показывают исследования Всемирного банка, результаты прохождения теста Международ ной программы по оценке обра зовательных достижений учащих ся (PISA) у 15-летних подростков, которые хотят стать учителями, почти во всех странах ниже сред них [5]. Во-вторых, в педагогиче ские вузы поступают абитуриен ты, не попавшие в другие вузы, в-третьих, после окончания уч реждений профессионального образования в педагоги идут вы пускники, не нашедшие работу в других отраслях. Дефицит ка дров в сельских школах, тем бо лее в арктических, усугубляется факторами, изложенными выше — сложная транспортная логистика, отсутствие интернета, современ ной инфраструктуры — а также зарплатой, в разы меньше, чем у городских учителей. Данная си туация продиктована малой чис ленностью обучающихся. Поэтому одним из механиз мов может стать законодательное закрепление распределения вы пускников организаций профес сионального образования, обу чавшихся на бюджетной основе. Предлагаем предусмотреть про ект «Учитель Арктики» аналогич ный проекту «Земский учитель», так как предоставленная регио нам на данный момент квота да леко недостаточна для покрытия реальной потребности. Возможно использование та ких форм поддержки как север ные надбавки, районные коэффи циенты, жильё, ежегодная оплата проезда. | Социальная сфера | Ситникова Н. В., Габышева Ф. В. 8 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz