Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №4.

ному и транспортному простран­ ству. На сегодня наиболее остры­ ми проблемами остаются: — слабая транспортная ин ­ фраструктура; — нестабильное состояние энергообеспечения; — сокращение объёмов про­ изводства по отраслям экономи­ ки; — упадок традиционных ви­ дов хозяйственной деятельности, которые привели к сокращению численности населения. С 1990 по 2011 год числен­ ность населения Севера России уменьшилась с 9807 до 7967 ты­ сяч человек, то есть совокупные потери северных территорий со­ ставили 1 млн. 840 тысяч человек. В период с 1989 по 2010 год в на­ селении северных территорий доля детей уменьшилась с 29,3 % до 19,2 %. С 1990 по 2010 год доля насе­ ления в возрасте до 30 лет сокра­ тилась по стране в целом на 6,4 %, в то время как по Северу России — на 9,0 % [5]. На территории арктических и северных районов Якутии пло­ щадью 1609 кв. километров чис­ ленность постоянного населения составляет 68 тыс. человек (7,1% населения республики). Плот­ ность населения — 42,3 человека на 1 кв. километр. Материалы Счётной Палаты Российской Федерации с участи­ ем Счётных палат регионов А р ­ ктической зоны Российской Фе­ дерации [5] отмечают: — «... достаточно высокий уровень неудовлетворительного технического состояния зданий социальных объектов, высокая степень износа объектов соци­ альной инфраструктуры, большой процент зданий, требующих ка­ питального ремонта, часть объек­ тов находится в аварийном состо­ янии. В Республике Саха(Якутия) только чуть более 50 % зданий, где размещены социальные объ­ екты, имеют все виды благоу­ стройства»; — «одной из важнейших про­ блем субъектов Арктической зоны является отсутствие либо недостаток чистой питьевой воды. Только в одном регионе — Чукотском автономном округе — население обеспечено чистой водой, в остальных субъектах А р ­ ктической зоны Российской Фе­ дерации вода не очищается до нормативных значений, либо со ­ всем не проходит через очистные сооружения»; — «наиболее острыми про­ блемами в работе фельдшер­ ско-акушерских пунктов для оказания помощи сельскому и тундровому населению являются изношенность зданий, недоста­ ток медицинских кадров»; — «согласно последним ис­ следованиям, растущий (детский) организм находится под воздей­ ствием многих стрессогенных факторов. Начиная с родового процесса, можно проследить не­ гативное влияние климатических и экологических условий, что ста­ новится причиной различных де- задаптивных реакций, снижения резервных гомеостатических ме­ ханизмов. Важно отметить такие факторы воздействия, как «тер­ мальные стрессы», укороченный световой день с увеличением «биологической темноты», по ­ вышенная активность космиче­ ских излучений и магнитных по ­ лей, близкое расположение от поверхности почвы слоя вечной мерзлоты, специфический аэ­ родинамический режим. Все эти факторы вызывают задержку мор­ фофункционального развития, ухудшают здоровье детей»; — «обеспечение равного до ­ ступа к качественному образо­ ванию обучающихся, сохранение родных языков является консти­ туционным правом ребёнка, ко­ торое невозможно обеспечить без консолидации ресурсов и усилий всех заинтересованных субъектов государственной по ­ литики Российской Федерации в Арктике» [5]. В 2019 году инициативу Яку­ тии поддержали Архангельская, Мурманская области, Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский автономные округа, Республики Карелия и Коми. На основе анализа современ­ ной ситуации и характерных про­ блем для российского сектора в Арктике нами представлены кон­ кретные предложения в Концеп­ цию государственной програм­ мы Российской Федерации «Дети Арктики». В проекте госпрограммы дол­ жен быть информационный блок о сохранении здоровья детей. Как отмечено выше, недостаточ­ но развитая инфраструктура; не­ высокий уровень медицинского обслуживания, порой и его не­ доступность; ограниченность в перемещении населения и дру­ гие факторы оказывают негатив­ ное влияние на общее развитие детей. Например, круглогодичная транспортная доступность в Яку­ тии составляет лишь 20,9 %. Ста­ бильное транспортное сообще­ ние между восточной и западной частью региона отсутствует 152 дня (5 месяцев в году). В северных и арктических рай­ онах ситуация усугубляется из- за отсутствия дорожных органи­ заций, обладающих необходимой материально-технической базой и техническим персоналом, позво­ ляющими полноценно выполнять дорожные работы. В семи из три­ надцати арктических районов жи­ тели населённых пунктов не име­ | Социальная сфера | Ситникова Н. В., Габышева Ф. В. 8 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz