Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №4.
ному и транспортному простран ству. На сегодня наиболее остры ми проблемами остаются: — слабая транспортная ин фраструктура; — нестабильное состояние энергообеспечения; — сокращение объёмов про изводства по отраслям экономи ки; — упадок традиционных ви дов хозяйственной деятельности, которые привели к сокращению численности населения. С 1990 по 2011 год числен ность населения Севера России уменьшилась с 9807 до 7967 ты сяч человек, то есть совокупные потери северных территорий со ставили 1 млн. 840 тысяч человек. В период с 1989 по 2010 год в на селении северных территорий доля детей уменьшилась с 29,3 % до 19,2 %. С 1990 по 2010 год доля насе ления в возрасте до 30 лет сокра тилась по стране в целом на 6,4 %, в то время как по Северу России — на 9,0 % [5]. На территории арктических и северных районов Якутии пло щадью 1609 кв. километров чис ленность постоянного населения составляет 68 тыс. человек (7,1% населения республики). Плот ность населения — 42,3 человека на 1 кв. километр. Материалы Счётной Палаты Российской Федерации с участи ем Счётных палат регионов А р ктической зоны Российской Фе дерации [5] отмечают: — «... достаточно высокий уровень неудовлетворительного технического состояния зданий социальных объектов, высокая степень износа объектов соци альной инфраструктуры, большой процент зданий, требующих ка питального ремонта, часть объек тов находится в аварийном состо янии. В Республике Саха(Якутия) только чуть более 50 % зданий, где размещены социальные объ екты, имеют все виды благоу стройства»; — «одной из важнейших про блем субъектов Арктической зоны является отсутствие либо недостаток чистой питьевой воды. Только в одном регионе — Чукотском автономном округе — население обеспечено чистой водой, в остальных субъектах А р ктической зоны Российской Фе дерации вода не очищается до нормативных значений, либо со всем не проходит через очистные сооружения»; — «наиболее острыми про блемами в работе фельдшер ско-акушерских пунктов для оказания помощи сельскому и тундровому населению являются изношенность зданий, недоста ток медицинских кадров»; — «согласно последним ис следованиям, растущий (детский) организм находится под воздей ствием многих стрессогенных факторов. Начиная с родового процесса, можно проследить не гативное влияние климатических и экологических условий, что ста новится причиной различных де- задаптивных реакций, снижения резервных гомеостатических ме ханизмов. Важно отметить такие факторы воздействия, как «тер мальные стрессы», укороченный световой день с увеличением «биологической темноты», по вышенная активность космиче ских излучений и магнитных по лей, близкое расположение от поверхности почвы слоя вечной мерзлоты, специфический аэ родинамический режим. Все эти факторы вызывают задержку мор фофункционального развития, ухудшают здоровье детей»; — «обеспечение равного до ступа к качественному образо ванию обучающихся, сохранение родных языков является консти туционным правом ребёнка, ко торое невозможно обеспечить без консолидации ресурсов и усилий всех заинтересованных субъектов государственной по литики Российской Федерации в Арктике» [5]. В 2019 году инициативу Яку тии поддержали Архангельская, Мурманская области, Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский автономные округа, Республики Карелия и Коми. На основе анализа современ ной ситуации и характерных про блем для российского сектора в Арктике нами представлены кон кретные предложения в Концеп цию государственной програм мы Российской Федерации «Дети Арктики». В проекте госпрограммы дол жен быть информационный блок о сохранении здоровья детей. Как отмечено выше, недостаточ но развитая инфраструктура; не высокий уровень медицинского обслуживания, порой и его не доступность; ограниченность в перемещении населения и дру гие факторы оказывают негатив ное влияние на общее развитие детей. Например, круглогодичная транспортная доступность в Яку тии составляет лишь 20,9 %. Ста бильное транспортное сообще ние между восточной и западной частью региона отсутствует 152 дня (5 месяцев в году). В северных и арктических рай онах ситуация усугубляется из- за отсутствия дорожных органи заций, обладающих необходимой материально-технической базой и техническим персоналом, позво ляющими полноценно выполнять дорожные работы. В семи из три надцати арктических районов жи тели населённых пунктов не име | Социальная сфера | Ситникова Н. В., Габышева Ф. В. 8 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz