Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №4.
В то же время экспертное со общество отмечает тенденции расширения прав и возможно стей коренных народов и улуч шения местной политической и экономической автономии. Ур банизация в Арктике ускоряет ся, движимая как местными, так и глобальными силами. Заметными тенденциями являются отток на селения из сельских общин в бо лее крупные населённые пункты и городские центры, повышенная концентрация населения и воз никновение «климиграции» [2]. Депопуляция сельских районов, «утечка мозгов» и «мозговые вол ны» [2], связанные с изменениями в экономике и развитии ресур сов, а также с ростом стремле ния к формальному образованию, старение населения и связанное с этим изменение соотношения иждивенцев, новые потоки имми грантов в Арктику и связанные с ними культурные взаимоотноше ния создают многогранные про блемы для развития человеческо го потенциала в Арктике. С ростом интереса к Аркти ке и сами жители Арктики пере осмысливают свою идентичность. На всех уровнях можно наблю дать растущую тенденцию закон ного участия в принятии решений в Арктике и инновации в управ лении. На основе индекса челове ческого развития Организации Объединенных Наций выделены индикаторы, особенно значимые для Арктики (ARHD, 2014): — управление судьбой — управление собственной судь бой (процент земель, легально контролируемых жителями через государственные органы власти и местные корпорации); — культурная целостность — принадлежность к жизнеспособ ной местной культуре (сохране ние языка); — контакт с природой — тес ное взаимодействие с природ ным миром (потребление или сбор урожая местных продуктов питания); — материальное благополу чие (доход домохозяйств в расчё те на душу населения); — здравоохранение и на родонаселение (младенческая смертность и чистая миграция); — образование (доля учащих ся, получивших образование по сле среднего общего образова ния). Эти показатели неоднократ но цитировались и применялись в исследованиях Арктики. Дети, растущие в Арктике, как человеческий стратегически важ ный ресурс для дальнейшего раз вития региона, обозначены в со ставе показателей, требующих первоочередного внимания. О б разование, начиная с дошколь ного возраста и в течение всей жизни повышает человеческий капитал, производительность труда, возможности трудоустрой ства, доходы и экономический рост [3]. Также образование де лает людей более здоровыми и даёт больший контроль над сво ей жизнью. Для субъектов Российской Федерации, расположенных в Арктической зоне, осознающих, что главный человеческий ресурс — это дети, приоритетом госу дарственной политики является развитие арктического образо вания. Регионами разрабатыва ются инициативные программы, проекты. Одним из результатов совместных усилий стало функ ционирование кочевых школ в Ямало-Ненецком автономном округе, Таймырском Долгано-Не нецком муниципальном районе Красноярского края и в Респу блике Саха (Якутия). Реализация с 2016 года проекта «Дети Арктики. Дошкольное образование» под эгидой Федерального агентства по делам национальностей Рос сии стала толчком для междуна родного сотрудничества в сфере образования детей коренных ма лочисленных народов, в том чис ле ведущих кочевой или полуко чевой образ жизни. Новые вызовы XXI века, свя занные с глобализацией, инфор матизацией, цифровизацией, мо бильностью населения, сменой стратегии жизнеобеспечения, из менением климата требуют сме ны образовательных стандартов, технологий и критериев каче ства образованности, в том чис ле формирования компетенций постграмотности и «гибких навы ков» (soft skills ) [4]. Есть общие проблемы. Как и по всей российской Арктике, ар ктические и северные районы Республики Саха (Якутия) слабо привязаны к общероссийскому экономическому, информацион 8 2 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 4 | 2020 | Марчук Александра / G eoPhoto.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz