Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №4.

В то же время экспертное со­ общество отмечает тенденции расширения прав и возможно­ стей коренных народов и улуч­ шения местной политической и экономической автономии. Ур­ банизация в Арктике ускоряет­ ся, движимая как местными, так и глобальными силами. Заметными тенденциями являются отток на­ селения из сельских общин в бо ­ лее крупные населённые пункты и городские центры, повышенная концентрация населения и воз­ никновение «климиграции» [2]. Депопуляция сельских районов, «утечка мозгов» и «мозговые вол­ ны» [2], связанные с изменениями в экономике и развитии ресур­ сов, а также с ростом стремле­ ния к формальному образованию, старение населения и связанное с этим изменение соотношения иждивенцев, новые потоки имми­ грантов в Арктику и связанные с ними культурные взаимоотноше­ ния создают многогранные про­ блемы для развития человеческо­ го потенциала в Арктике. С ростом интереса к Аркти­ ке и сами жители Арктики пере­ осмысливают свою идентичность. На всех уровнях можно наблю­ дать растущую тенденцию закон­ ного участия в принятии решений в Арктике и инновации в управ­ лении. На основе индекса челове­ ческого развития Организации Объединенных Наций выделены индикаторы, особенно значимые для Арктики (ARHD, 2014): — управление судьбой — управление собственной судь­ бой (процент земель, легально контролируемых жителями через государственные органы власти и местные корпорации); — культурная целостность — принадлежность к жизнеспособ­ ной местной культуре (сохране­ ние языка); — контакт с природой — тес­ ное взаимодействие с природ­ ным миром (потребление или сбор урожая местных продуктов питания); — материальное благополу­ чие (доход домохозяйств в расчё­ те на душу населения); — здравоохранение и на­ родонаселение (младенческая смертность и чистая миграция); — образование (доля учащих­ ся, получивших образование по­ сле среднего общего образова­ ния). Эти показатели неоднократ­ но цитировались и применялись в исследованиях Арктики. Дети, растущие в Арктике, как человеческий стратегически важ­ ный ресурс для дальнейшего раз­ вития региона, обозначены в со­ ставе показателей, требующих первоочередного внимания. О б ­ разование, начиная с дошколь­ ного возраста и в течение всей жизни повышает человеческий капитал, производительность труда, возможности трудоустрой­ ства, доходы и экономический рост [3]. Также образование де­ лает людей более здоровыми и даёт больший контроль над сво­ ей жизнью. Для субъектов Российской Федерации, расположенных в Арктической зоне, осознающих, что главный человеческий ресурс — это дети, приоритетом госу­ дарственной политики является развитие арктического образо­ вания. Регионами разрабатыва­ ются инициативные программы, проекты. Одним из результатов совместных усилий стало функ­ ционирование кочевых школ в Ямало-Ненецком автономном округе, Таймырском Долгано-Не­ нецком муниципальном районе Красноярского края и в Респу­ блике Саха (Якутия). Реализация с 2016 года проекта «Дети Арктики. Дошкольное образование» под эгидой Федерального агентства по делам национальностей Рос­ сии стала толчком для междуна­ родного сотрудничества в сфере образования детей коренных ма­ лочисленных народов, в том чис­ ле ведущих кочевой или полуко­ чевой образ жизни. Новые вызовы XXI века, свя­ занные с глобализацией, инфор­ матизацией, цифровизацией, мо­ бильностью населения, сменой стратегии жизнеобеспечения, из­ менением климата требуют сме­ ны образовательных стандартов, технологий и критериев каче­ ства образованности, в том чис­ ле формирования компетенций постграмотности и «гибких навы­ ков» (soft skills ) [4]. Есть общие проблемы. Как и по всей российской Арктике, ар­ ктические и северные районы Республики Саха (Якутия) слабо привязаны к общероссийскому экономическому, информацион­ 8 2 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 4 | 2020 | Марчук Александра / G eoPhoto.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz