Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №4.

Аннотация. Образование является одним из факторов развития человеческого потенциала. Это важно для устойчивого развития территорий. В связи с принятием Стратегии Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года [1], проявились новые грани вопросов демографии, образования, здравоохранения, культуры и спорта. Стратегия предусматривает принятие мер в сфере образования, здоровья, культуры и спорта в соответствии с государственной политикой. В статье рассмотрены основные направления деятельности органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций и бизнес-структур для включения этой информации в концепцию государственной программы Российской Федерации «Дети Арктики». Это позволит решать задачи: • по повышению доступности качественного общего образования и обеспечению условий для организации дополнительного образования детей, • по развитию дистанционных образовательных технологий, • по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере образования и созданию условий для получения образования представителями малочисленных народов, • по развитию (совместно с крупными и средними предприятиями) сети профессиональных образовательных организаций, включая создание центров опережающей профессиональной подготовки и оснащение мастерских современной техникой в соответствии со стандартами «Ворлдскиллс» (WorldSkills), • по обеспечению сохранения и популяризации культурного наследия, развития традиционной культуры, сохранения и развития языков малочисленных народов. Annotation. Education is one o f the factors o f human deve lopment. This is impo rtan t for the sustainable deve lopmen t o f territories. In connec tion w ith the adop tion o f the Strategy o f the A rc tic Zone and ensuring national security for the period up to 2035 [1], new facets o f issues o f demography, education, health care, cu lture and sports have emerged. The strategy provides for the adop tion o f measures in the field o f education, health, cu lture and sports in accordance w ith gove rnmen t p o lic y The article discusses the main directions o f activities o f state and mun icipa l authorities, pub lic organizations and business structures for the inclusion o f this in forma tion in the concep t o f the state program o f the Russian Federation "Children o f the Arctic". This w ill allow solving problems: • to increase the availability o f qua lity general educa tion and provide cond itions for organizing add itional educa tion for children, • on the deve lopmen t o f distance learning technologies, • to improve legal regulation in the field o f educa tion and create cond itions for education by representatives o f small peoples, • on the deve lopmen t (together w ith large and med ium-sized enterprises) o f a network o f professional educa tiona l organizations, includ ing the creation o f centers for advanced training and equ ipp ing workshops w ith modern techno logy in accordance with WorldSkills standards, • to ensure the preservation and p romo tion o f cu ltural heritage, the deve lopmen t o f traditional culture, the preservation and deve lopmen t o f the languages o f indigenous peoples. Ключевые слова: дети Арктики, Key words: A r c t ic children, education, образование, коренные малочисленные indigenous peoples, nomad ic schools народы, кочевые школы Сочетание социальных и эко ­ логических изменений в Аркти­ ческой зоне, отмеченных в до ­ кладах Арктического Совета о развитии человеческого потен­ циала [2] (ARHD, 2004, 2014), про- | Социальная сфера | Ситникова Н. В., Габышева Ф. В. 8 1 должается и сегодня, усиливаясь по темпам и масштабам. Эти со ­ циальные и экологические изме­ нения стоят перед жителями А р ­ ктики, местными сообществами, социально-экономическим сек- тором и бросают вызов их бла­ гополучию. Разрывы в развитии и благосостоянии людей сохраня­ ются между различными группа­ ми, полами, уровнями и географи­ ческими районами.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz