Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №4.
щественности к процессу гло бального потепления, который в Арктике идёт вдвое быстрее, чем в среднем по миру. Эффект лю бого мероприятия сейчас будет оцениваться и по его «углеродно му следу», а для многих влиятель ных сил он стал едва ли не глав ным критерием. Это обстоятельство, наря ду с бурным развитием прорыв ных технологий, запустило глу бокую трансформацию мировой экономики и энергетики, полу чившую обобщённое название «низкоуглеродный переход». Она включает в себя несколько мас штабных и взаимосвязанных тен денций — кардинальное повыше ние энергоэффективности всех отраслей, широкое освоение возобновляемых источников, по явление накопителей тепловой и электроэнергии высокой ёмко сти, распределённая генерация, «умные сети», развитие водород ной энергетики и др. Данный процесс открывает широкие возможности для эф фективного, экологически чи стого освоения Заполярья, но одновременно грозит нанести тяжёлый удар по действующим и, в особенности, перспективным проектам добычи арктических углеводородов (прежде всего, на шельфе). Третья — цифровизация и пе реход к безлюдным технологиям, которые сулят для мировой А р ктики невиданные варианты осво ения: широкополосный Интернет, доставка грузов беспилотными аппаратами, телемедицина и дис танционное производство с по мощью 30-принтеров, обработка разнородной информации систе мами искусственного интеллекта и др. Результатами могут стать не только преодоление вековой изо ляции и рост качества жизни се верян, но и серьёзное изменение самого образа их жизни, включая, увы, сокращение числа рабочих мест в регионе и угрозу расшаты вания традиционных сообществ. С этой точки зрения гряду щее председательство в Аркти ческом совете представляет под линный вызов — одновременно и сложную проблему, и уникальный шанс. Россия должна не игнори ровать данные процессы, а пред ложить свои конструктивные ре шения. При этом следует активно профилировать на мировой аре не наши национальные преиму щества, которые совокупно мож но обозначить как не имеющий равных многовековой опыт си стематического, широкого и мир ного присутствия в Арктике. В активе Арктической зоны Рос сийской Федерации (АЗРФ): • многочисленное насе ление — преимущественно при езжее, но оседающее на Севе ре «всерьёз и надолго», для чего созданы крупные благоустроен ные поселения; • многовековой опыт сосу ществования и творческого вза имодействия пришлого и корен ного населения, включая мощный цивилизаторский компонент; • уникальные, приспосо бленные к условиям Севера тех нологии и инфраструктура, в том числе Северный морской путь и единственный в мире атомный ледокольный флот; • масштабный промыш ленный потенциал, включающий добычные предприятия миро вого значения и наукоёмкие ин дустриальные кластеры; • традиционно сильная ар ктическая наука, которая опира ется на мощные исследователь ские центры и университеты не только в двух столицах, но и в са мой АЗРФ, а также в Сибири; • уникальное положение России как евразийского «аркти ческого моста» между Европой и Америкой, с одной стороны,и всё более активной в Заполярье Ази ей — с другой. Полагаем, что творческий подход к делу позволит России, опираясь на этот колоссальный задел, эффективно использовать своё председательство на благо всей Арктики, института АС и са мой страны. Российское председа тельство и глобальная Арктика В мире сейчас наблюдаются два принципиальных подхода к месту человека в Арктике. Один базируется на абсолютизации та ких аспектов, как уникальный ха рактер региона, необходимость защиты его уязвимой природной среды и традиционной культуры северян, под которыми подразу мевают почти исключительно ко ренных жителей. Отсюда делает ся вывод о желательности свести присутствие «белого» человека в Арктике к необходимому ми нимуму — что, кстати, в качестве важного побочного эффекта уси ливает милитаризацию региона (ибо военное присутствие в этот минимум несомненно входит). Убеждённым сторонником такого подхода выступал, в част ности, Барак Обама, в 2016 г. ини циировавший подписание двух совместных заявлений по Аркти ке — с канадским премьер-мини стром Дж. Трюдо [2] и с главами государств и правительств пяти стран Северной Европы [3]. Таким образом, в общей сложности их приняли семь из восьми постоян ных членов АС. По всей видимо сти, в последний год пребывания на президентском посту Обама пытался таким образом оставить своему преемнику, кто бы им ни стал, труднопреодолимое «ар ктическое наследие». 6 І А Р К ТИ К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 4 | 2020 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz