Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №4.

щественности к процессу гло­ бального потепления, который в Арктике идёт вдвое быстрее, чем в среднем по миру. Эффект лю ­ бого мероприятия сейчас будет оцениваться и по его «углеродно­ му следу», а для многих влиятель­ ных сил он стал едва ли не глав­ ным критерием. Это обстоятельство, наря­ ду с бурным развитием прорыв­ ных технологий, запустило глу­ бокую трансформацию мировой экономики и энергетики, полу­ чившую обобщённое название «низкоуглеродный переход». Она включает в себя несколько мас­ штабных и взаимосвязанных тен­ денций — кардинальное повыше­ ние энергоэффективности всех отраслей, широкое освоение возобновляемых источников, по ­ явление накопителей тепловой и электроэнергии высокой ёмко­ сти, распределённая генерация, «умные сети», развитие водород­ ной энергетики и др. Данный процесс открывает широкие возможности для эф­ фективного, экологически чи­ стого освоения Заполярья, но одновременно грозит нанести тяжёлый удар по действующим и, в особенности, перспективным проектам добычи арктических углеводородов (прежде всего, на шельфе). Третья — цифровизация и пе­ реход к безлюдным технологиям, которые сулят для мировой А р ­ ктики невиданные варианты осво­ ения: широкополосный Интернет, доставка грузов беспилотными аппаратами, телемедицина и дис­ танционное производство с по­ мощью 30-принтеров, обработка разнородной информации систе­ мами искусственного интеллекта и др. Результатами могут стать не только преодоление вековой изо­ ляции и рост качества жизни се­ верян, но и серьёзное изменение самого образа их жизни, включая, увы, сокращение числа рабочих мест в регионе и угрозу расшаты­ вания традиционных сообществ. С этой точки зрения гряду­ щее председательство в Аркти­ ческом совете представляет под­ линный вызов — одновременно и сложную проблему, и уникальный шанс. Россия должна не игнори­ ровать данные процессы, а пред­ ложить свои конструктивные ре­ шения. При этом следует активно профилировать на мировой аре­ не наши национальные преиму­ щества, которые совокупно мож­ но обозначить как не имеющий равных многовековой опыт си ­ стематического, широкого и мир­ ного присутствия в Арктике. В активе Арктической зоны Рос­ сийской Федерации (АЗРФ): • многочисленное насе­ ление — преимущественно при­ езжее, но оседающее на Севе­ ре «всерьёз и надолго», для чего созданы крупные благоустроен­ ные поселения; • многовековой опыт сосу­ ществования и творческого вза­ имодействия пришлого и корен­ ного населения, включая мощный цивилизаторский компонент; • уникальные, приспосо­ бленные к условиям Севера тех­ нологии и инфраструктура, в том числе Северный морской путь и единственный в мире атомный ледокольный флот; • масштабный промыш­ ленный потенциал, включающий добычные предприятия миро­ вого значения и наукоёмкие ин ­ дустриальные кластеры; • традиционно сильная ар­ ктическая наука, которая опира­ ется на мощные исследователь­ ские центры и университеты не только в двух столицах, но и в са­ мой АЗРФ, а также в Сибири; • уникальное положение России как евразийского «аркти­ ческого моста» между Европой и Америкой, с одной стороны,и всё более активной в Заполярье Ази ­ ей — с другой. Полагаем, что творческий подход к делу позволит России, опираясь на этот колоссальный задел, эффективно использовать своё председательство на благо всей Арктики, института АС и са­ мой страны. Российское председа­ тельство и глобальная Арктика В мире сейчас наблюдаются два принципиальных подхода к месту человека в Арктике. Один базируется на абсолютизации та­ ких аспектов, как уникальный ха­ рактер региона, необходимость защиты его уязвимой природной среды и традиционной культуры северян, под которыми подразу­ мевают почти исключительно ко­ ренных жителей. Отсюда делает­ ся вывод о желательности свести присутствие «белого» человека в Арктике к необходимому ми­ нимуму — что, кстати, в качестве важного побочного эффекта уси­ ливает милитаризацию региона (ибо военное присутствие в этот минимум несомненно входит). Убеждённым сторонником такого подхода выступал, в част­ ности, Барак Обама, в 2016 г. ини­ циировавший подписание двух совместных заявлений по Аркти­ ке — с канадским премьер-мини­ стром Дж. Трюдо [2] и с главами государств и правительств пяти стран Северной Европы [3]. Таким образом, в общей сложности их приняли семь из восьми постоян­ ных членов АС. По всей видимо­ сти, в последний год пребывания на президентском посту Обама пытался таким образом оставить своему преемнику, кто бы им ни стал, труднопреодолимое «ар­ ктическое наследие». 6 І А Р К ТИ К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 4 | 2020 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz