Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №4.
половина ежегодных бюджетов последних лет. По затратам «Ре ализация минерально-сырьевого и логистического потенциала А р ктики» сравнима с такими проек тами, как строительство БАМа и освоение Нечерноземья. Особое место в реализации проектов отводится развитию Северного морского пути (СМП), начало которого — в Карских Во ротах, а завершение — в Беринго вом проливе. На его «плечи» ля жет ежегодная доставка более 80 млн. тонн груза, а также сокраще ние альтернативного маршрута через Суэцкий канал на 40 %. Превышение пределов хо зяйственной ёмкости биос феры приводит к разрушению естественного биотического ме ханизма регуляции окружающей среды и её глобальным и локаль ным изменениям. Такова, к примеру, история Тикси, которая начинается в про шлом веке. По сути, этот неболь шой город, являясь довольно успешным, процветающим по сёлком городского типа превра тился в большую помойку (бочки из-под горючего, смазочных ма териалов и т. д.). «Когда-то было престижно и круто поехать на Север за длинным рублем. Теперь Север — это нищета, боль и грязь, оставшаяся после человека». Развитие производственной компоненты системы «Природа — Человек — Производство» дей ствительно сулит большие выгоды с экономической точки зрения. Уже в настоящее время в А р ктической зоне производится продукция, обеспечивающая по лучение около 11 % националь ного дохода России (при доле на селения — 1 %) и составляющая 22% объёма общероссийского экспорта 4[12]. Тренды последнего десяти летия свидетельствуют о возро ждении интерполяции арктиче ских рынков труда в российских городах; о росте вовлечённости местного населения в арктиче ские проекты всех видов и раз меров форм занятости и форм участия образовательных струк тур; об увеличении доли капи таловложений, инвестиций в шельф. Заметен сдвиг в новые об ласти разведки и освоения; эко номическая проблемность моно- профильных ресурсных городов и посёлков на этом этапе роста и возникновение малого бизнеса. И тем не менее, с точки зре ния компоненты «Человек» си стемы «Природа — Человек — Производство», есть опре делённые трудности, а именно: слишком суровые климатические условия. Хозяйственная деятель ность человека в XXI веке обер нулась для многих районов А р ктики настоящей трагедией: это и радиоактивное загрязнение, и резкое уменьшение численно сти многих арктических живот ных [11]. Плотность населения Аркти ческой зоны составляет 0,63 че ловека на 1кв. км (по России — 857 чел. на 1 кв. км): валовой внутрен ний продукт на душу населения ~ 1 млрд руб., инвестиции в основ ной капитал ~ 1,0 трлн Руб. (7,5 % инвестиций России) [6]. С экономической точки зре ния качество жизни людей долж но обеспечиваться с позиций компоненты «Природа» систе мы «Природа — Человек — Про изводство», и принимаются меры по охране окружающей среды: прекратили испытания ядерного оружия и ограничили промысел морского зверя, создали заповед ники и стали лучше охранять ред ких животных. К сожалению, этого недо статочно, т. к. северная приро да восстанавливается довольно медленно. И здесь борьба с де градацией окружающей среды должна охватывать больше, чем ликвидация мусора. Нужно огра ничить объёмы промышленной и транспортной деятельности в Арктической зоне. А там, где это невозможно, установить совре менные очистные сооружения, соблюдать экологическую безо пасность. Остаётся актуальным вопрос о бережном отношении к природным ресурсам, включая биотическую составляющую. С конца XX века по н. в. ми ровая общественность обра щает внимание на состояние и перспективу развития Арктики. Особенный интерес проявляют страны на побережье Северного Ледовитого океана. В последнее время между этими странами раз горелась жаркая дискуссия о при надлежности некоторых аквато рий шельфовой зоны. Особенно острые споры ве дутся вокруг Северного морско го пути (СМП). Однако следует заметить, их продолжительность и форма уже не имеют значения. Важен тот факт, что Арктику будут осваивать, как добывая углеводо роды и другие полезные ископае мые, так и решая военные и стра тегические вопросы. Поэтому спор должен идти не о том, что и кому принадлежит в Арктике, а о том, как минимизи ровать ущерб при использовании её потенциальных возможностей в экономическом, экологическом, социальном и других измерениях. 4 Арктические районы содержат углеводороды — 90 % всех запасов, апатитовый концентрат — более 90 %, никель — 85 %, медь — око ло 60 %, вольфрам — более 50 %, редкоземельные элементы — более 95 %, платиноиды — свыше 98 % В целом по российской Арктике запасы нефти — 13 % мировых запасов (более 90 млрд баррелей), газа — 30 % мировых запасов (48,3 трлн куб м) Уже сегодня из аркти ческой зоны поступает 90 % никеля и кобальта, 60 % меди, 95 % платины и 100 % барита и апатита 7 4 | А Р К Т И К А — 2 0 3 5 : актуальные вопросы, проблемы, решения | 4 | 2020 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz