Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №4.

половина ежегодных бюджетов последних лет. По затратам «Ре­ ализация минерально-сырьевого и логистического потенциала А р ­ ктики» сравнима с такими проек­ тами, как строительство БАМа и освоение Нечерноземья. Особое место в реализации проектов отводится развитию Северного морского пути (СМП), начало которого — в Карских Во­ ротах, а завершение — в Беринго­ вом проливе. На его «плечи» ля­ жет ежегодная доставка более 80 млн. тонн груза, а также сокраще­ ние альтернативного маршрута через Суэцкий канал на 40 %. Превышение пределов хо ­ зяйственной ёмкости биос­ феры приводит к разрушению естественного биотического ме­ ханизма регуляции окружающей среды и её глобальным и локаль­ ным изменениям. Такова, к примеру, история Тикси, которая начинается в про­ шлом веке. По сути, этот неболь­ шой город, являясь довольно успешным, процветающим по­ сёлком городского типа превра­ тился в большую помойку (бочки из-под горючего, смазочных ма­ териалов и т. д.). «Когда-то было престижно и круто поехать на Север за длинным рублем. Теперь Север — это нищета, боль и грязь, оставшаяся после человека». Развитие производственной компоненты системы «Природа — Человек — Производство» дей­ ствительно сулит большие выгоды с экономической точки зрения. Уже в настоящее время в А р ­ ктической зоне производится продукция, обеспечивающая по­ лучение около 11 % националь­ ного дохода России (при доле на­ селения — 1 %) и составляющая 22% объёма общероссийского экспорта 4[12]. Тренды последнего десяти­ летия свидетельствуют о возро­ ждении интерполяции арктиче­ ских рынков труда в российских городах; о росте вовлечённости местного населения в арктиче­ ские проекты всех видов и раз­ меров форм занятости и форм участия образовательных струк­ тур; об увеличении доли капи­ таловложений, инвестиций в шельф. Заметен сдвиг в новые об ­ ласти разведки и освоения; эко­ номическая проблемность моно- профильных ресурсных городов и посёлков на этом этапе роста и возникновение малого бизнеса. И тем не менее, с точки зре­ ния компоненты «Человек» си ­ стемы «Природа — Человек — Производство», есть опре­ делённые трудности, а именно: слишком суровые климатические условия. Хозяйственная деятель­ ность человека в XXI веке обер­ нулась для многих районов А р ­ ктики настоящей трагедией: это и радиоактивное загрязнение, и резкое уменьшение численно­ сти многих арктических живот­ ных [11]. Плотность населения Аркти­ ческой зоны составляет 0,63 че­ ловека на 1кв. км (по России — 857 чел. на 1 кв. км): валовой внутрен­ ний продукт на душу населения ~ 1 млрд руб., инвестиции в основ­ ной капитал ~ 1,0 трлн Руб. (7,5 % инвестиций России) [6]. С экономической точки зре­ ния качество жизни людей долж­ но обеспечиваться с позиций компоненты «Природа» систе­ мы «Природа — Человек — Про ­ изводство», и принимаются меры по охране окружающей среды: прекратили испытания ядерного оружия и ограничили промысел морского зверя, создали заповед­ ники и стали лучше охранять ред­ ких животных. К сожалению, этого недо­ статочно, т. к. северная приро­ да восстанавливается довольно медленно. И здесь борьба с де­ градацией окружающей среды должна охватывать больше, чем ликвидация мусора. Нужно огра­ ничить объёмы промышленной и транспортной деятельности в Арктической зоне. А там, где это невозможно, установить совре­ менные очистные сооружения, соблюдать экологическую безо­ пасность. Остаётся актуальным вопрос о бережном отношении к природным ресурсам, включая биотическую составляющую. С конца XX века по н. в. ми­ ровая общественность обра­ щает внимание на состояние и перспективу развития Арктики. Особенный интерес проявляют страны на побережье Северного Ледовитого океана. В последнее время между этими странами раз­ горелась жаркая дискуссия о при­ надлежности некоторых аквато­ рий шельфовой зоны. Особенно острые споры ве­ дутся вокруг Северного морско­ го пути (СМП). Однако следует заметить, их продолжительность и форма уже не имеют значения. Важен тот факт, что Арктику будут осваивать, как добывая углеводо­ роды и другие полезные ископае­ мые, так и решая военные и стра­ тегические вопросы. Поэтому спор должен идти не о том, что и кому принадлежит в Арктике, а о том, как минимизи­ ровать ущерб при использовании её потенциальных возможностей в экономическом, экологическом, социальном и других измерениях. 4 Арктические районы содержат углеводороды — 90 % всех запасов, апатитовый концентрат — более 90 %, никель — 85 %, медь — око­ ло 60 %, вольфрам — более 50 %, редкоземельные элементы — более 95 %, платиноиды — свыше 98 % В целом по российской Арктике запасы нефти — 13 % мировых запасов (более 90 млрд баррелей), газа — 30 % мировых запасов (48,3 трлн куб м) Уже сегодня из аркти­ ческой зоны поступает 90 % никеля и кобальта, 60 % меди, 95 % платины и 100 % барита и апатита 7 4 | А Р К Т И К А — 2 0 3 5 : актуальные вопросы, проблемы, решения | 4 | 2020 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz