Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №4.
ющей среды, выработку соответ ствующей интересам Общества (Человек и Производство) эколо гической политики.2 Стабильно высокий уровень затрат на природоохранные ме роприятия, параллельное ужесто чение экологических требований и стандартов, особенно в регио нах с малоподвижным воздушным бассейном (как это наблюдается в Арктике), а также рост цен на сы рьё и топливо — всё это стиму лирует развитие экологического бизнеса, рынка, усиление коор динирующей роли государства при освоении Арктического ре гиона.3 Методы управления в сфере природопользования: 1) экономические методы: сокращение субсидий потреби телям ресурсов; экологические платежи (платежи пользователей минерально-сырьевых ресурсов, система залогов и др.; 2) рыночные методы: систе ма прав собственности и децен трализация управления; торговля правами на загрязнение и другие. В частности, цель платежей пользователей минерально-сы рьевых ресурсов — стимулиро вание пользователей к рацио нальному использованию тех ресурсов, за которые они платят и к повышению эффективности их использования. Второй вид платежей связан с загрязнением окружающей при родной среды и другими видами воздействия. Эта плата является экономическим стимулом к тому, чтобы предприятия — производи тели, деятельность которых свя зана с вредными воздействия ми на ОС сами предпринимали меры по «очищению» их деятель ности в соответствии с требова ниями экологического законода тельства. В природе производство осу ществляется по замкнутому ци клу. Конечный продукт в одном цикле становится исходным для нового производственного цик ла. Производство, которое со здал Человек, в своей массе и в своей основе является отходным. Определено, что для обеспече ния жизнедеятельности человека ежегодно расходуется более 20 тонн природных ресурсов, и из них лишь 5-10 % идёт на продук цию, а остальное поступает в от ходы. Такое расточительное при родопользование ведёт не только к преждевременному истощению природных ресурсов, но и к уско ренному разрушению экологиче ских систем. Однако неприятности этим не заканчиваются, так как выбро шенные отходы и вышедшие из употребления конечные продук ты (изделия) наносят во сто крат больше ущерба, чем их производ ство и использование. Достаточ но привести два факта: один на суше — это Чернобыль, и на море — Карское море. Если относительно первого случая можно сказать о некото рых последствиях антропогенно го влияния,то относительно вто рого пока ничего неизвестно. На дне Карского моря (длина моря — 1,5 тыс. км, ширина — 970 км, а глубина от 100 до 600 метров), за хоронено 16 ядерных реакторов с отработанным топливом; все го 17 тыс. контейнеров с ядер ным топливом; подводная атом ная лодка с реактором и ядерным топливом. Не без проблем для окружающей среды ожидается расширение нефтедобычи в море. Новая скважина «Победа» — глу бина 2110 метров — займёт пло щадь 1200 м2. В настоящее время Россия в Карском море добыва ет 2/3 всей нефти в стране. Боль шая проблема состоит в том, что добыча нефти происходит рядом с охраняемыми природными объ ектами. Утечка нефти может на нести непоправимый ущерб, как это показала экологическая ката строфа в Норильске. К проблемам с охраной окру жающей среды в Арктике приба вятся проблемы, связанные с ре ализацией различных проектов. Таковыми, по предположению (и предложению) Минприроды, яв ляются более 100 проектов в А р ктике под общим названием «Ре ализация минерально-сырьевого и логистического потенциала А р ктики». К ним относятся проек ты по добыче твёрдых полезных ископаемых, нефти, газа, инфра структурные проекты (строи- тельство дорог, морских портов и аэропортов), а также проекты в области туризма и пищевой про мышленности. По предварительным под счётам их общий бюджет оце нивается в сумму большую, чем 2 В настоящее время можно выделить два этапа • конец 60-х — первую половину 80-х годов можно охарактеризовать как первый этап реализации экологической политики В ее основу был положен контроль и строился он на унифицированном комплексном подходе к организации природоохранного механизма — показателям ПДК, ПДС и др • со второй половины 80-х годов начинается второй этап природоохранной политики, когда концепция предельно допустимых концентраций постепенно частично заменяется концепцией эко логического риска Это означает переход к стратегии «предотвращения ущерба» от стратегии «ликвидация загрязнения» На этом этапе все чаще используются экологические методы. 3 И здесь нет необходимости (до определенного момента) ваять новые законы для сохранения и умножения потенциала региона, а достаточно реализовать в жизнь уже изданные законы, включая законы об охране окружающей среды, об экологической экспертизе, о животном мире, о континентальном шельфе Российской Федерации и др Важно, чтобы они работали на всю систему «Природа — Чело век — Производство» | Экология и устойчивое развитие | Папенов К. В., Никоноров С. М. | 7 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz