Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №4.

ющей среды, выработку соответ­ ствующей интересам Общества (Человек и Производство) эколо­ гической политики.2 Стабильно высокий уровень затрат на природоохранные ме­ роприятия, параллельное ужесто­ чение экологических требований и стандартов, особенно в регио­ нах с малоподвижным воздушным бассейном (как это наблюдается в Арктике), а также рост цен на сы­ рьё и топливо — всё это стиму­ лирует развитие экологического бизнеса, рынка, усиление коор­ динирующей роли государства при освоении Арктического ре­ гиона.3 Методы управления в сфере природопользования: 1) экономические методы: сокращение субсидий потреби­ телям ресурсов; экологические платежи (платежи пользователей минерально-сырьевых ресурсов, система залогов и др.; 2) рыночные методы: систе­ ма прав собственности и децен­ трализация управления; торговля правами на загрязнение и другие. В частности, цель платежей пользователей минерально-сы­ рьевых ресурсов — стимулиро­ вание пользователей к рацио­ нальному использованию тех ресурсов, за которые они платят и к повышению эффективности их использования. Второй вид платежей связан с загрязнением окружающей при­ родной среды и другими видами воздействия. Эта плата является экономическим стимулом к тому, чтобы предприятия — производи­ тели, деятельность которых свя­ зана с вредными воздействия­ ми на ОС сами предпринимали меры по «очищению» их деятель­ ности в соответствии с требова­ ниями экологического законода­ тельства. В природе производство осу­ ществляется по замкнутому ци­ клу. Конечный продукт в одном цикле становится исходным для нового производственного цик­ ла. Производство, которое со ­ здал Человек, в своей массе и в своей основе является отходным. Определено, что для обеспече­ ния жизнедеятельности человека ежегодно расходуется более 20 тонн природных ресурсов, и из них лишь 5-10 % идёт на продук­ цию, а остальное поступает в от­ ходы. Такое расточительное при­ родопользование ведёт не только к преждевременному истощению природных ресурсов, но и к уско­ ренному разрушению экологиче­ ских систем. Однако неприятности этим не заканчиваются, так как выбро­ шенные отходы и вышедшие из употребления конечные продук­ ты (изделия) наносят во сто крат больше ущерба, чем их производ­ ство и использование. Достаточ­ но привести два факта: один на суше — это Чернобыль, и на море — Карское море. Если относительно первого случая можно сказать о некото­ рых последствиях антропогенно­ го влияния,то относительно вто­ рого пока ничего неизвестно. На дне Карского моря (длина моря — 1,5 тыс. км, ширина — 970 км, а глубина от 100 до 600 метров), за­ хоронено 16 ядерных реакторов с отработанным топливом; все­ го 17 тыс. контейнеров с ядер­ ным топливом; подводная атом­ ная лодка с реактором и ядерным топливом. Не без проблем для окружающей среды ожидается расширение нефтедобычи в море. Новая скважина «Победа» — глу­ бина 2110 метров — займёт пло­ щадь 1200 м2. В настоящее время Россия в Карском море добыва­ ет 2/3 всей нефти в стране. Боль­ шая проблема состоит в том, что добыча нефти происходит рядом с охраняемыми природными объ­ ектами. Утечка нефти может на­ нести непоправимый ущерб, как это показала экологическая ката­ строфа в Норильске. К проблемам с охраной окру­ жающей среды в Арктике приба­ вятся проблемы, связанные с ре ­ ализацией различных проектов. Таковыми, по предположению (и предложению) Минприроды, яв­ ляются более 100 проектов в А р ­ ктике под общим названием «Ре­ ализация минерально-сырьевого и логистического потенциала А р ­ ктики». К ним относятся проек­ ты по добыче твёрдых полезных ископаемых, нефти, газа, инфра­ структурные проекты (строи- тельство дорог, морских портов и аэропортов), а также проекты в области туризма и пищевой про­ мышленности. По предварительным под­ счётам их общий бюджет оце­ нивается в сумму большую, чем 2 В настоящее время можно выделить два этапа • конец 60-х — первую половину 80-х годов можно охарактеризовать как первый этап реализации экологической политики В ее основу был положен контроль и строился он на унифицированном комплексном подходе к организации природоохранного механизма — показателям ПДК, ПДС и др • со второй половины 80-х годов начинается второй этап природоохранной политики, когда концепция предельно допустимых концентраций постепенно частично заменяется концепцией эко­ логического риска Это означает переход к стратегии «предотвращения ущерба» от стратегии «ликвидация загрязнения» На этом этапе все чаще используются экологические методы. 3 И здесь нет необходимости (до определенного момента) ваять новые законы для сохранения и умножения потенциала региона, а достаточно реализовать в жизнь уже изданные законы, включая законы об охране окружающей среды, об экологической экспертизе, о животном мире, о континентальном шельфе Российской Федерации и др Важно, чтобы они работали на всю систему «Природа — Чело­ век — Производство» | Экология и устойчивое развитие | Папенов К. В., Никоноров С. М. | 7 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz