Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №4.

Международное со­ трудничество в сфере защиты окружающей среды Арктику необходимо иссле­ довать как важную составляю­ щую глобальной климатической системы, связанную с другими её элементами — переносами тепла, влаги, соли и воды за счёт цирку­ ляции атмосферы и океана. М но ­ гие проблемы Арктики имеют циркумполярный характер, и в их решении большую роль должна играть международная коопера­ ция. Это направление сотрудни­ чества начало интенсивно раз­ виваться с начала 1990-х годов. В 1989 г. Финляндия, Канада, Дания (Гренландия), Исландия, Норвегия, Швеция, СССР и США начали совместную работу по ох­ ране окружающей среды в этом регионе. В июне 1991 г. в г. Рова- ниеми (Финляндия) состоялась встреча министров окружающей среды восьми стран, на которой была подписана Декларация по охране окружающей среды в А р ­ ктике (Rovaniemi Declaration) и одобрена Стратегия охраны окру­ жающей среды в Арктике (Arctic Environment Prevention Strategy, AEPS). Основная цель Стратегии — выявление, ограничение и, в конечном счёте, запрещение за­ грязнения региона. Международные организа­ ции, участвующие в арктической политике, весьма многочисленны и разнородны по своим функци­ ям, полномочиям и характеру дея­ тельности. Наиболее влиятельны четыре организации — Арктиче­ ский совет (Arctic Council ), Со­ вет Баренцева / Евроарктическо- го региона (СБЕР), Европейский Союз и НАТО [9]. Арктический совет был соз­ дан в сентябре 1996 г. в Оттаве (Канада). Главное его внимание сосредоточено на охране окру­ жающей среды Арктики, обеспе­ чении устойчивого развития как средства улучшения экономиче­ ского, социального и культурного благосостояния народов Севера. Совет собирается на министер­ ском уровне ежегодно [10]. По мнению экспертов, фор­ мат международных организаций создаёт для России серьёзные возможности в плане развития кооперации в Арктике: от эко­ логии до взаимодействия в по ­ исково-спасательных операци­ ях. Единственным исключением можно считать НАТО, чьё внима­ ние формально сосредоточено на экологических последствиях глобального потепления клима­ та и человеческой деятельности в Арктике, риске возникновения экологических и техногенных ка­ тастроф. Наряду с этим, очевидно, что один из важнейших приори­ тетов присутствия НАТО в А р ­ ктике — борьба за энергоресурсы в глобальном масштабе. Наиболее благоприятные перспективы для сотрудничества связаны с Арктическим советом. Для России в качестве междуна­ родного института полезен так­ же СБЕР, который способствует улучшению многостороннего со­ трудничества и развитию россий­ ской арктической зоны. Одним из примеров прак­ тического международного со­ трудничества в арктической зоне можно назвать трансграничные учения «Баренц Рескью», кото­ рые проводятся раз в два года по инициативе СБЕР поочерёдно в каждом из четырёх государств Ба­ ренцева региона. Ещё одним примером между­ народного сотрудничества в о б ­ ласти охраны окружающей сре­ ды и безопасности в Арктике является создание Центра на­ вигационных исследований в г. Варде (Норвегия), где уже име­ ется Центр мониторинга судо­ ходства по Северной Норвегии. Центр мониторинга судоходства береговой администрации от­ вечает за отслеживание и про ­ водку морских судов у побе­ режья Северной Норвегии. Он играет ключевую роль в россий­ ско-норвежском сотрудничестве по вопросам безопасности мо­ реплавания и разработки сцена­ риев борьбы с нефтяными раз­ ливами. Между двумя странами заключено соглашение о фор­ мировании совместной инфор­ мационной системы управле­ ния движением судов «Barents VTMIS». В 2000-х годах в Мурманской области вела свою деятельность «Рабочая группа по гуманитар­ ным аспектам проблем радио­ экологической безопасности, утилизации атомных подводных лодок, обращения с радиоак­ тивными отходами и отработав­ шим ядерным топливом». Данная группа была создана на о сно ­ ве опыта работы по контракту, 5 2 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 4 | 2020 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz