Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №4.
Международное со трудничество в сфере защиты окружающей среды Арктику необходимо иссле довать как важную составляю щую глобальной климатической системы, связанную с другими её элементами — переносами тепла, влаги, соли и воды за счёт цирку ляции атмосферы и океана. М но гие проблемы Арктики имеют циркумполярный характер, и в их решении большую роль должна играть международная коопера ция. Это направление сотрудни чества начало интенсивно раз виваться с начала 1990-х годов. В 1989 г. Финляндия, Канада, Дания (Гренландия), Исландия, Норвегия, Швеция, СССР и США начали совместную работу по ох ране окружающей среды в этом регионе. В июне 1991 г. в г. Рова- ниеми (Финляндия) состоялась встреча министров окружающей среды восьми стран, на которой была подписана Декларация по охране окружающей среды в А р ктике (Rovaniemi Declaration) и одобрена Стратегия охраны окру жающей среды в Арктике (Arctic Environment Prevention Strategy, AEPS). Основная цель Стратегии — выявление, ограничение и, в конечном счёте, запрещение за грязнения региона. Международные организа ции, участвующие в арктической политике, весьма многочисленны и разнородны по своим функци ям, полномочиям и характеру дея тельности. Наиболее влиятельны четыре организации — Арктиче ский совет (Arctic Council ), Со вет Баренцева / Евроарктическо- го региона (СБЕР), Европейский Союз и НАТО [9]. Арктический совет был соз дан в сентябре 1996 г. в Оттаве (Канада). Главное его внимание сосредоточено на охране окру жающей среды Арктики, обеспе чении устойчивого развития как средства улучшения экономиче ского, социального и культурного благосостояния народов Севера. Совет собирается на министер ском уровне ежегодно [10]. По мнению экспертов, фор мат международных организаций создаёт для России серьёзные возможности в плане развития кооперации в Арктике: от эко логии до взаимодействия в по исково-спасательных операци ях. Единственным исключением можно считать НАТО, чьё внима ние формально сосредоточено на экологических последствиях глобального потепления клима та и человеческой деятельности в Арктике, риске возникновения экологических и техногенных ка тастроф. Наряду с этим, очевидно, что один из важнейших приори тетов присутствия НАТО в А р ктике — борьба за энергоресурсы в глобальном масштабе. Наиболее благоприятные перспективы для сотрудничества связаны с Арктическим советом. Для России в качестве междуна родного института полезен так же СБЕР, который способствует улучшению многостороннего со трудничества и развитию россий ской арктической зоны. Одним из примеров прак тического международного со трудничества в арктической зоне можно назвать трансграничные учения «Баренц Рескью», кото рые проводятся раз в два года по инициативе СБЕР поочерёдно в каждом из четырёх государств Ба ренцева региона. Ещё одним примером между народного сотрудничества в о б ласти охраны окружающей сре ды и безопасности в Арктике является создание Центра на вигационных исследований в г. Варде (Норвегия), где уже име ется Центр мониторинга судо ходства по Северной Норвегии. Центр мониторинга судоходства береговой администрации от вечает за отслеживание и про водку морских судов у побе режья Северной Норвегии. Он играет ключевую роль в россий ско-норвежском сотрудничестве по вопросам безопасности мо реплавания и разработки сцена риев борьбы с нефтяными раз ливами. Между двумя странами заключено соглашение о фор мировании совместной инфор мационной системы управле ния движением судов «Barents VTMIS». В 2000-х годах в Мурманской области вела свою деятельность «Рабочая группа по гуманитар ным аспектам проблем радио экологической безопасности, утилизации атомных подводных лодок, обращения с радиоак тивными отходами и отработав шим ядерным топливом». Данная группа была создана на о сно ве опыта работы по контракту, 5 2 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 4 | 2020 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz