Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №4.

именно через Арктику. В этом случае время перелета сокраща­ ется на 2-5 часов в зависимости от маршрута. По оценкам экспертов, для того чтобы арктические (воз­ душные) маршруты были эф­ фективными для бизнеса, нуж­ но добиться загрузки самолётов разного рода товарами на уров­ не 85% туда и обратно. При этом 60 % груза должны иметь в каче­ стве пункта назначения или от­ правления аэропорт того города (и близлежащих районов), кото­ рый входит в маршрутную сеть и желает стать коммерчески при­ влекательным «хабом». 75 % всех запасов углеводо­ родов шельфа России, по оценкам экспертов, находятся на шельфе Западной Арктики, что превра­ щает Арктику в стратегический регион с точки зрения перспек­ тивной добычи углеводородов и важнейшим транспортно-логи­ стическим хабом [6, 7]. Мурманский морской тор ­ говый порт (ММТП), представ­ ляет собой «арктические ворота России», располагая незамерза­ ющей акваторией, относительно невысокой интенсивностью су­ доходства, а также удобным рас­ положением порта в относитель­ ной близости по отношении к основным странам-экспортёрам, что повышают его конкуренто­ способность среди аналогичных портов Севера России. Проведённая реконструкция Мурманского морского торгово­ го порта и дноуглубительные ра­ боты в Кольском заливе сделали возможным заход в порт судов с водоизмещением, превышающим 350 тыс. т. В настоящее время ни один порт в Европейской части России не имеет подобных харак­ теристик [1]. Проводимая реконструкция терминалов порта, а также строи­ тельство производственных объ­ ектов - таких, как нефтеперева­ лочные комплексы - превращают Мурманский порт не только в транспортные ворота арктиче­ ской зоны России, но и в круп­ нейший хаб в Европейской части России по перевалке углеводоро­ дов, добываемых на месторожде­ ниях Западной Арктики. В настоящее время одной из наиболее значимых проблем экспорта углеводородов через Мурманский порт заключается в отсутствии каких-либо нефте­ проводов, подведённых к терри­ тории Мурманской области, что обуславливает необходимость доставки нефти и нефтепродук­ тов по железной дороге, которая имеет весьма ограниченную про­ пускную способность. Идея строительства нефте­ провода, который связал бы Коль­ ский полуостров и Западную Сибирь, не потеряла своей ак­ туальности и могла бы стать эф­ фективным решением пробле­ мы транспорта углеводородов в Мурманский порт для экспорта. Разработка месторождений углеводородного сырья, находя­ щихся на арктическом шельфе, в экстремальных условиях, с точ­ ки зрения климата и удалённости, потребует значительных вложе­ ний, а также создания новых тех­ нико-технологических решений: прокладку газопроводов по дну морей, проектирование, строи­ тельство и установку добываю­ щих комплексов, объекты по пе­ реработке и сжижению газа и соответствующая инфраструкту­ ра. При этом необходимость учё­ та жёстких экологических тре­ бований является важнейшим фактором при освоении шельфо­ вых месторождений [8]. Созданные естественным пу­ тём конкурентные преимущества Мурманской области, превраща­ ют Кольский полуостров не толь­ ко в важнейший транспортный узел Российской Федерации, но и в перспективную базу освоения арктического шельфа. В частно­ сти, весьма привлекательно вы­ глядит Мурманский порт с точки зрения накопления, перевалки и доставки углеводородного сырья к рынкам сбыта (см. рисунок 2). Рисунок 2 — М урм анский порт как тр анспортны й узел по доставке углеводородов к рынкам сбыта [1] | Экономика, ресурсы, финансы| Фадеев А . М. | 5 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz