Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №4.
именно через Арктику. В этом случае время перелета сокраща ется на 2-5 часов в зависимости от маршрута. По оценкам экспертов, для того чтобы арктические (воз душные) маршруты были эф фективными для бизнеса, нуж но добиться загрузки самолётов разного рода товарами на уров не 85% туда и обратно. При этом 60 % груза должны иметь в каче стве пункта назначения или от правления аэропорт того города (и близлежащих районов), кото рый входит в маршрутную сеть и желает стать коммерчески при влекательным «хабом». 75 % всех запасов углеводо родов шельфа России, по оценкам экспертов, находятся на шельфе Западной Арктики, что превра щает Арктику в стратегический регион с точки зрения перспек тивной добычи углеводородов и важнейшим транспортно-логи стическим хабом [6, 7]. Мурманский морской тор говый порт (ММТП), представ ляет собой «арктические ворота России», располагая незамерза ющей акваторией, относительно невысокой интенсивностью су доходства, а также удобным рас положением порта в относитель ной близости по отношении к основным странам-экспортёрам, что повышают его конкуренто способность среди аналогичных портов Севера России. Проведённая реконструкция Мурманского морского торгово го порта и дноуглубительные ра боты в Кольском заливе сделали возможным заход в порт судов с водоизмещением, превышающим 350 тыс. т. В настоящее время ни один порт в Европейской части России не имеет подобных харак теристик [1]. Проводимая реконструкция терминалов порта, а также строи тельство производственных объ ектов - таких, как нефтеперева лочные комплексы - превращают Мурманский порт не только в транспортные ворота арктиче ской зоны России, но и в круп нейший хаб в Европейской части России по перевалке углеводоро дов, добываемых на месторожде ниях Западной Арктики. В настоящее время одной из наиболее значимых проблем экспорта углеводородов через Мурманский порт заключается в отсутствии каких-либо нефте проводов, подведённых к терри тории Мурманской области, что обуславливает необходимость доставки нефти и нефтепродук тов по железной дороге, которая имеет весьма ограниченную про пускную способность. Идея строительства нефте провода, который связал бы Коль ский полуостров и Западную Сибирь, не потеряла своей ак туальности и могла бы стать эф фективным решением пробле мы транспорта углеводородов в Мурманский порт для экспорта. Разработка месторождений углеводородного сырья, находя щихся на арктическом шельфе, в экстремальных условиях, с точ ки зрения климата и удалённости, потребует значительных вложе ний, а также создания новых тех нико-технологических решений: прокладку газопроводов по дну морей, проектирование, строи тельство и установку добываю щих комплексов, объекты по пе реработке и сжижению газа и соответствующая инфраструкту ра. При этом необходимость учё та жёстких экологических тре бований является важнейшим фактором при освоении шельфо вых месторождений [8]. Созданные естественным пу тём конкурентные преимущества Мурманской области, превраща ют Кольский полуостров не толь ко в важнейший транспортный узел Российской Федерации, но и в перспективную базу освоения арктического шельфа. В частно сти, весьма привлекательно вы глядит Мурманский порт с точки зрения накопления, перевалки и доставки углеводородного сырья к рынкам сбыта (см. рисунок 2). Рисунок 2 — М урм анский порт как тр анспортны й узел по доставке углеводородов к рынкам сбыта [1] | Экономика, ресурсы, финансы| Фадеев А . М. | 5 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz